ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕОЛОГИИ СИОНИЗМА (Н. Полонский).
Три вида сионизма.
Для того, чтобы понять эволюцию идеологии сионизма, нам следует прежде всего рассмотреть различия между тремя видами сионизма — тремя течениями, исторически составившими сионизм, и, что еще более важно, остающимися на сегодняшний день тремя различными и раздельными направлениями в нем — сионизмом религиозным, сионизмом поселенческим и сионизмом политическим. Все эти три вида сионизма планировали создать еврейское государство в Эрец Исраэль, но цели этого государства и его смысл понимались ими совершенно по-разному.
Впервые современная идея сионизма — т.е. идея о том, что возвращение евреев в в Сион (Палестину) должно быть осуществлено ими самими, не откладывая и не дожидаясь прихода Мессии» — была сформулирована в середине 19 века в работах раввинов Ц.-Г.Калишера и И.Алкалая (а они во многом основывались на идеях, выдвинутых в конце 18-го века Виленским Гаоном). Созданную ими концепцию стали называть позже «религиозным сионизмом». Основной идеей религиозного сионизма была идея «двух стадий прихода Машиаха». Иными словами, самостоятельное возвращение евреев в Эрец Исраэль понималось как первая стадия мессианского процесса, способ приближения прихода Машиаха. Другим направлением в сионизме был поселенческий сионизм (возник в 80-х годах 19 века), сосредоточенный на идее «национального возрождения на исторической родине». И наконец, «политический сионизм», возникший последним (в 1897 году), поставил себе целью создать «правоохраняемое убежище» для евреев, страдающих от антисемитизма.
Для понимания истории Израиля следует особо отметить, что в течение всего 20-го века эти три направления действовали совместно для создания и развития Государства Израиль, но идеологически они не перемешались и остались тремя раздельными направлениями. И, что особенно важно, сегодня, в конце 20-го века, их пути во многом снова расходятся.
Когда заявляют, что «основой Израиля является сионизм», то следует различать — какой именно; ибо для различных групп населения Израиля их «сионизм» совершенно разный. Таким образом, «сионизм» — это общее название для трех совершенно разных идеологий, практические устремления которых совпали на определенном историческом этапе. Без понимания разницы между ними мы не сможем понять и процессы, происходящие сегодня в израильском обществе.
Рассмотрим теперь каждое из этих трех направлений подробнее.
Религиозный сионизм.
Постоянное переселение отдельных евреев в Эрец Исраэль возобновилось в конце 13 века (после падения государства крестоносцев), и особенно оно усилилось в начале и середине 19 века. (К 1882 году — началу практической сионистской деятельности — численность евреев в Эрец Исраэль достигла примерно 30 тысяч человек — так называемый «Старый Ишув».) Однако, этих людей неправильно было бы называть сионистами, т.к. их переезд в Землю Израиля был чисто индивидуальным действием, и они не ставили задачи переселения в Эрец Исраэль всего народа.
Впервые идея практического переселения всего еврейского народа в Эрец Исраэль, «не дожидаясь прихода Мессии», оформилась в середине 19 века в Центральной Европе, в работах раввинов Цви-Гирша Калишера, Элияhу Гутмахера и Иеhуды Алкалая.
Основатели религиозного сионизма призывали к немедленной практической деятельности по переселению еврейского народа и созданию еврейского государства в Земле Израиля; и, в частности, к созданию еврейского сельского хозяйства, промышленности, армии и т.д.
Очень важно подчеркнуть, что отнюдь не антисемитизм в его современном виде и не опасности физического уничтожения повлияли на р.Калишера, р.Гутмахера и р.Алкалая. Они жили в эпоху расцвета либерализма, когда в широких кругах, особенно в среде реформистского иудаизма и сторонников «hаскалы» (Просвещения), еще сильна была вера в то, что евреи смогут хорошо приспособиться к новым условиям европейской жизни (а в Эрец Исраэль в то время евреи ехали исключительно по религиозным соображениям). До 1870-х годов они ни разу в своих трудах не прибегали к аргументу, что евреи нуждаются в независимой стране для обеспечения своего физического существования. (А ведь мы знаем, что позже этот довод был одним из основных в сионистском движении.)
Центральная идея религиозного сионизма (подробно разработанная р. Ц.-Г.Калишером) состояла в том, что приход Машиаха состоит из двух стадий: естественной и чудесной. Естественная стадия, которую евреи осуществляют сами (конечно, с Божественной поддержкой, но без явных чудес), должна возродить ишув и, в частности, поставить его на здоровую экономическую основу, а не жить по-прежнему на пожертвования из-за границы, как это практиковалось в Старом ишуве. Евреи должны были сами восстановить страну — во всех аспектах жизни; и лишь когда эта стадия будет осуществлена, то вторая стадия — собственно приход Машиаха — чудесным образом завершит Избавление. Иными словами, они считали, что необходимо немедленно предпринять активные усилия по заселению и освоению Страны Израиля, и именно это приблизит приход Машиаха.
Деятельность р.Калишера, р.Гутмахера и р.Алкалая не могла, конечно, сразу привести к серьезным практическим результатам по освоению страны. Однако их статьи, книги, выступления оставили глубокий след в сердцах и подготовили почву для национального возрождения в последующие годы. Они сломали привычку думать о заселении Страны Израиля как о чем-то чудесном; они сделали тему «еврейского переселения в Палестину» предметом всенародного обсуждения. Это изменение общественного сознания повлекло за собою соответствующее изменение общественного бытия. Фактически они заложили основу движения «Хибат Цийон» («палестинофильство»), которое в дальнейшем привело к практическим шагам по заселению и освоению страны.
Поселенческий сионизм.
Поселенческий (или, как его обычно называли, «практический») сионизм начал активную деятельность с 1882 г., почти через 30 лет после начала деятельности основателей религиозного сионизма. После погромов 1880-х годов на Украине, в Бессарабии, Польше и Румынии возникло движение «Хибат Цийон», поставившее своей целью практическое переселение евреев в Землю Израиля.
Среди его основателей и активных деятелей были как нерелигиозные деятели: И.-Л.Пинскер, М.Лилиенблюм и др., так и известные ортодоксальные раввины р.Ш.Могилевер, р.Н.Ц.И.Берлин (глава Воложинской иешивы, одной из крупнейших в Литве) и другие.
Первой группой движения Хибат Цийон, реально осуществившей сионистское переселение в Палестину, была «Билу» (сокращение фразы из пророка Исайи (-2:5): «Дом Яакова, двиньтесь и пойдем»), возникшая в Харькове в среде молодежи и студентов, потрясенных погромом 1881 г. Они переселились в Землю Израиля и после нескольких лет трудностей, в 1884 г., основали поселение Гедера. Среди билуйцев, как и вообще во всем движении Хибат Цийон, совместно работали как религиозные, так и полу-религиозные и совсем нерелигиозные люди. Билуйцы пригласили к себе работать раввином поселения ортодоксального раввина Меира Белкинда (который в то же время защищал билуйцев от нападок по религиозным проблемам, исходивших от представителей Старого ишува).
[В скобках заметим, что, вообще, вся Первая алия (1882-1903 гг., 25 тыс. чел.) носила смешанный религиозно-нерелигиозный характер (хотя при этом Старый ишув считал новых поселенцев недостаточно религиозными и конфликтовал с ними). Абсолютное большинство евреев, уезжавших в то время из России и Румынии, ехали в Америку (они, собственно, и составили в дальнейшем основной костяк американского еврейства); а в Землю Израиля ехали лишь идеалисты, которые ощущали себя продолжателями национальной традиции, и, следовательно, не отделяли себя от религии, даже если и не вполне соблюдали все заповеди. В большинстве сельскохозяйственных поселений Первой Алии так или иначе соблюдали «шмиту» (запрет Торы обрабатывать землю в «седьмой год»). Неверное же представление о якобы изначально «нерелигиозном характере сионизма» основывается на образах лидеров политического сионизма (Герцля и других), которые пришли к сионизму из ассимилированных кругов, а также на образах лидеров и поселенцев Второй и Третьей Алии (1904-1924 гг., 75 тыс. чел.), которые состояли, в основном, из совершенно нерелигиозных евреев, бывших членов социалистических партий Восточной Европы, разочаровавшихся в возможностях построения в тех краях социализма и решивших осуществить свой идеал на еврейской почве.]
Политический сионизм.
Возникновение политического сионизма целиком связано с именем Теодора Герцля (1860-1904), венского журналиста, автора книги «Государство евреев» (1896 г.).
Герцль не был первым сионистом, более того — он не был основателем сионистского движения. Он занялся еврейскими проблемами только после дела Дрейфуса, в 1895 г., когда поселенческий сионизм уже развил активную деятельность. Герцль не был также первым, кто начал открыто говорить о еврейском государстве — до него об этом говорили и Моисей Гесс (1812-1875, книга «Рим и Иерусалим», 1860 г.), и И.-Л.Пинскер («Автоэмансипация», 1882 г.), и, еще раньше, основатели религиозного сионизма раввины Ц.-Г.Калишер и И.Алкалай.
Однако, настоящая заслуга Герцля состояла в том, что он смог облечь сионистское движение в форму «нормального» европейского политического движения — а только в такой форме современный западный мир мог принять его. Поскольку Герцль сосредоточил все свои силы только на идее еврейского государства, он смог эту идею продвинуть. Будучи венским журналистом, он понимал, каково влияние на мир «политических переговоров в свете современных средств массовой информации» и направлял все свои усилия не на практические дела, а на «рubliс rеlаtiоns». Иными словами, Герцль не создал сионизм, но одел его в «европейскую одежду».
В 1897 г. Герцль провел в Базеле первый Сионистский конгресс, на который он смог собрать «представителей евреев со всего мира». Таким образом, сионистская организация, созданная на этом конгрессе, стала в глазах мирового общественного мнения полномочным представителем еврейского народа, хотя на самом деле эти представители не были никем избраны и их вначале поддерживало в народе всего лишь незначительное меньшинство.
Следует, однако, понять, что мотивом деятельности Герцля вовсе не была идея еврейского национального возрождения на исторической родине. Сионистским движение Герцля стало потому, что его поддержали исключительно участники уже существовавшего в то время палестинофильского движения Восточной Европы. Фактически, однако, лозунгом политического сионизма остался лозунг «правоохраняемого убежища» для евреев (где слово «правоохраняемое» понималось как «признанное международным правом»), и географическое местонахождение этого убежища осталось для него вопросом вторичным.
Соотношение политического, поселенческого и религиозного сионизма.
Есть серьезные различия между идеологиями этих направлений в сионизме. Несмотря на многолетнюю совместную деятельность, эти различия не только сохранились до сего дня, но и приобрели в последнее время особую остроту.
Целью поселенческого сионизма было возвращение еврейского народа к своим корням через освоение Страны. Целью же политического сионизма было решение еврейского вопроса, под которым понималась проблема антисемитизма. (Напомним, что полное название книги Герцля звучало так: «Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса».) Герцль считал, что если мы будем иметь свое государство (желательно, конечно, в Израиле; но в крайнем случае подойдут Уганда или Аргентина), то мы станем нормальным народом, и еврейская проблема в мире исчезнет.
Интересно отметить, что даже название «Государство Израиль» было введено отнюдь не представителями политического сионизма, но раввином А.-И.Куком, идеологом религиозного сионизма. Название же «Государство Израиль» неразрывно связано с определенной страной — Землей Израиля — и подчеркивает нашу преемственность, верность наследию предков.
Из этого и других примеров видно, что политический сионизм предлагал удобную для современности форму, но только поселенческий сионизм наполнил эту форму действительно сионистским содержанием.
И если мы сегодня спросим: достиг ли политический сионизм Герцля тех целей, которые он поставил перед собой, то мы должны будем однозначно ответить — нет. Потому что построение государства было не целью, а лишь средством политического сионизма. Целью же его было решить еврейскую проблему. И вот, государство создано, а еврейская проблема в мире совсем не решена — просто та ненависть, явная и скрытая, которая в прошлом была обращена против еврейского народа, обращена теперь против еврейского государства. Получив свое государство, мы ни на йоту не продвинулись к тому, чтобы стать, как обещал Герцль, «нормальным народом, как все другие народы».
Возникновение социалистической гегемонии в сионизме.
Возникновение «социалистического сионизма» связано со «Второй» (1904-1914) и «Третьей» (1918-1925) волнами алии.
В истории сионистского движения различают пять основных потоков массовой алии. Термин «Первая алия» означает людей, приехавших с 1880 г., т.е. с начала активной деятельности поселенческого сионизма, и до 1903 г. Первая алия пережила в 1900-х годах глубокий моральный кризис, связанный с окончательным отказом турецкого правительства выдать разрешение на заселение евреями Эрец Исраэль, «планом Уганды», предусматривавшим альтернативное место для создания еврейского государства, и упадком поселенческой деятельности. С 1904 г. началась новая, Вторая волна алии, которую затем продолжила социально очень близкая к ней Третья волна алии. Большинство представителей Второй и Третьей алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903-1905, а затем 1918-1920 гг. в России; многие из них были участниками еврейской самообороны. В их мировоззрении слились социалистические идеи, широко распространенные в то время в России, с идеями сионизма, и их программой было «создание в Земле Израиля свободного общества равноправных тружеников» — т.е. «еврейского социализма».
Вторая и Третья алия в большой степени состояла из бывших студентов и ешиботников, из молодых интеллектуалов-социалистов. Большинство из них еще в начале своего жизненного пути порвало с иудаизмом и традицией. Многие из них, более того, считали такой разрыв необходимой частью модернизации жизни, т.е. они были не просто нерелигиозны, но сознательно и глубоко антирелигиозны. Разочаровавшись в возможности осуществить социалистическую программу на чужбине (в результате поражения русской революции 1905 г. и «неудачи построения социализма с человеческим лицом» в 1917 г.), они решили создать новое общество на своей древней родине — и при этом для своего, а не для чужого народа. Новоприбывшие принесли с собой широкий спектр социалистических идеологий — от обычного марксизма до анархизма и толстовства. (Для некоторой части из них социалистическая идеология даже превалировала над национальными чувствами.)
За время Второй и Третьей алии сионисты-социалисты заняли ведущее положение в стране, и созданные ими учреждения — Гистадрут, Хагана, киббуцные движения, партии «Мапам» (ныне — часть «Мереца») и «Мапай» (ныне — «Авода» — захватили гегемонию сначала в ишуве, а потом в государстве, сохранявшуюся до 1977 г. В 1920-1950-х годах они действительно реализовали свою программу «еврейского социалистического государства»; иными словами, в Израиле, по сути, был построен демократический социализм. И хотя политически он прекратил существование в 1977 г., его последствия до сих пор ощущаются во всех сторонах жизни.
По отношению к границам еврейского государства и по отношению к арабам в социалистическом сионизме наблюдался широкий спектр мнений. Одни считали, что еврейское государство должно занимать всю историческую територию Палестины, другие готовы были удовлетвориться любой выделенной им частью этой территории. (Следует напомнить, что Всемирная сионистская организация в 1920 году просила выделить под еврейское государство не только «западный», но и «восточный» берег реки Иордан, а также «Южный Ливан» до реки Литани — см. карту N …
Практически по отношению к арабам и англичанам в социалистическом сионизме проводилась политика «сдержанности» («hафлага»). Это означает, что можно было отражать нападения арабов, но нельзя было преследовать нападающих, а также предупреждать нападение.
Возникновение «ревизионистского» направления в сионизме.
Настоящую оппозицию и вызов гегемонии рабочего социалистического движения в руководстве Ишува (и затем Государства Израиль) составило «ревизионистское сионистское движение», основанное Зеевом Жаботинским» — писателем, публицистом, идеологом, организатором и политиком, одной из самых ярких фигур в истории сионизма. Приведем несколько отрывков о его деятельности из Краткой Еврейской Энциклопедии:
«ЖАБОТИНСКИЙ Зеев (Владимир Евгеньевич, 1880, Одесса» — 1940, Нью-Йорк),.. полемизируя с идеологией социалистических партий в сионистском движении, видевших цель сионизма в создании в Эрец Исраэль общества, основанного на социалистических (или даже коммунистических) идеалах, Жаботинский настаивал на примате идеи создания еврейского государства над какими-либо други ми идеалами. Жаботинский резко критиковал лидеров рабочего движения Эрец Исраэль за «утерю государственного горизонта во славу группового (т.е. классового) эгоизма». Жаботинский требовал официально провозгласить конечной целью сионизма создание еврейского государства по обе стороны реки Иордан, однако это требование было отвергнуто большинством голосов на Сионистских конгрессах в 1927 и 1931 г.г. из опасения усилить враждебность со стороны арабов. Жаботинский не разделял также и экономические концепции рабочих партий, однако считал, что «каждый резонный метод колонизации имеет право на опыт и на поддержку со стороны Сионистской организации»,»- как коллективный (киббуцный), так и частновладельче ский. Жаботинский категорически отрицал классовую борьбу для еврейского общества Эрец Исраэль в период построения государства; он призывал решать трудовые конфликты не забастовками и локаутами, а принудительным третейским арбитражем.
«Принципиальное различие между Жаботинским и социалистическими сионистскими лидерами проявилось также и в подходе к решению арабской проблемы в Палестине. Жаботинский в статье «О железной стене» (1924) писал, что надежды лево-социалистических сионистских идеологов на добровольное согласие арабов Палестины с еврейским заселением страны в обмен на те блага прогресса и цивилизации, которые оно сулит арабским жителям, утопичны. Однако это не означает, что с палестинскими арабами вообще нельзя достичь соглашения: «Невозможно только соглашение добровольное. Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ… Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки». Такой «железной стеной» должна являться «власть, недоступная никаким арабским влияниям», т.е. еврейское государство и его вооруженные силы, а не британская мандатная администрация.
«Объезжая в 1923-24 с циклом лекций ряд стран Европы, Жаботинский встретил широкую поддержку со стороны еврейского населения своим идеям, что побудило его к созданию новой партии в сионистском движении на основе ревизии (т.е. пересмотра) линии политического р уководства Всемирной Сионистской Организации. В апреле 1925 в Париже состоялась первая конференция этой партии, принявшей название «Союз сионистов-ревизионистов»; при ней было организовано молодежное движение «Б ейтар». Став вождем и идеологом широких кругов еврейской молодежи, Жаботинский в ыдвинул перед ней лозунг «только одно знамя», т.е. единая национальная цель, в противоположность двойственности сионистско-социалистической идеологии рабочего движения, в которой были соединены классовая и национальная задачи.
«В 1930, когда Жаботинский выступал с лекциями в Южной Африке, английские власти неожиданно запретили ему возвращение в Палестину. Жаботинский был вынужден поселиться в Париже. После нападения арабов на еврейские кварталы Иерусалима и резни, учиненной в Хевроне в 1929, иерусалимская группа сторонников активных действий организовала «Национальную военную организацию»»- «Иргун цваи леуми» («ЭЦеЛь»), командующим которой (из-за границы) вскоре стал Жаботинский.
«Разрыв между ревизионистами и Гистадрутом привел к выходу Союза сионистов-ревизионистов из Всемирной Сионистской организации и к основанию на Венском конгрессе в сентябре 1935 «Новой Сионистской организации», президентом которой стал Жаботинский. Исполнительный комитет этой организации находился в Лондоне, и Жаботинский в 1936 поселился там.
«Лишенный возможности жить в Палестине, Жаботинский тем не менее продолжал активно участвовать в общественно-политических событиях в стране. В период арабских беспорядков 1936-39 он противился линии «сдержанности», принятой руководством ишува и Хаганы. В качестве командира Эцеля он наметил ответные действия этой организации против арабов.
«В феврале 1937 г. Жаботинский дал показания перед комиссией Пиля о положении в Палестине и о нуждах еврейства, подчеркнув, что если Великобритания не может выполнить взятых обязательств, она должна вернуть мандат на Палестину Лиге Наций. В отличие от позиции, принятой руководством сионистской организации, Жаботинский отверг предложения комиссии Пиля о разделе Западной Палестины на еврейское и арабское государства и английскую зону.
«БЕЙТАР: В 1934 г. насчитывал 65 тыс. членов (в 26 странах и в 1100 городах). В целях подготовки еврейской молодежи к самообороне в Палестине и в диаспоре Бейтар организовал сеть школ, военных курсов и особые отряды, в кот орых обучали владеть оружием. В 1931 г. эти отряды объединились в Тель-Авиве с г руппой отколовшихся от Хаганы командиров, в результате чего был основан «Иргун ц ваи леуми» (Эцель), и с тех пор военная подготовка членов Бейтара в Палестине проводилась в рамках этой организации. Члены Бейтара составляли большинство бойцов Эцеля и занимали в нем почти все командные посты. Они принимали участие во всех военных операциях Эцеля, вплоть до окончания срока британского мандата на Палестину.
«[Поскольку сионисты-социалисты, распоряжавшиеся британской квотой на въезд в Палестину, неохотно выдавали места в ней членам Бейтара,] члены Бейтара активно участвовали в организации нелегальной репатриации евреев из Европы в Палестину. Эту репатриацию Бейтар начал в 1937 г., и до 1940 г., в результате его деятельности, к берегам Палестины причалило 13 судов с нелегальными репатриантами. В 37 населенных пунктах Палестины Бейтар создал особые «отряды труда», основными задачами которых были халуцианский труд в сельскохозяйственных поселениях и в других населенных евреями местах, которым грозило нападение со стороны арабов, а также охрана этих мест. «Отряды» служили опорными пунктами Эцеля. Некоторые из них впоследствии составили ядро новых населенных пунктов. Каждый член Бейтара, переселившийся в Палестину, был обязан на два года вступить в «отряды труда».
«С 1967 г. одной из основных целей Бейтара было основание еврейских поселений на территориях, контролируемых Израилем после Шестидневной войны…»
После образования Государства Израиль ревизионистское движение было преобразовано в партию Херут, которая в дальнейшем объединилась с правыми либералами в блок Ликуд. Лидер Херута М.Бегин с 1948 г. был бессменным вождем оппозиции, пока «переворот» в израильской политической жизни в 1977 г. не привел его к власти (на посту премьер-министра он оставался до 1983 г.).