Сионистское движение в России

Сканировали, корректировали и обработали : Нина и Леон Дотан (01. 2002)

http://ldn-knigi.narod.ru
ldnleon@yandex.ru

{100} — Номера страниц

ИЦХАК МАОР

СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

(авторизованный сокращенный перевод с иврита)

 

ЦХАК МАОР

СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

(авторизованный, сокращенный перевод c иврита)

 

Все даты, относящиеся к событиям в России, даны по старому стилю. Далее примечания автора (за исключением оговоренных особо примечаний редактора).

 

 

изд. 1977г. – Иерусалим

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Ицхак Маор — историк и публицист — родился 30 июня 1900 г. в Либаве (ныне Лиепая, Латвия), получил еврейское и общее образование. В конце Первой мировой войны, после провозглашения независимости Латвии, был призван в армию и ранен в боях против немецких войск.

Закончив службу в армии, Ицхак Маор сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Рижский университет. После окончания юридического факультета он работал делопроизводителем и юрисконсультом в учреждении по социальному страхованию, а также публиковал статьи в местной печати.

Ицхак Маор с юных лет принимал активное участие в сионистском рабочем движении. Летом 1935 года он с семьей приехал в Израиль и стал членом кибуца Ашдот—Яаков в долине Иордана, где был сельскохозяйственным рабочим, занимался разными видами физического труда, а также преподавал историю, Библию и иврит.

Когда по решению кибуца, Маор был назначен учителем ряда гуманитарных предметов в средней школе, он поступил в Иерусалимский университет, где изучал историю, философию, Библию и литературу. Закончил университет со званием магистра гуманитарных наук.

Почти десять лет Ицхак Маор был учителем средней школы Иорданской долины. В январе 1958 года он успешно защитил в Иерусалимском университете диссертацию на соискание степени доктора философских наук.

И по сей день Ицхак Маор является членом кибуца Ашдот-Яаков (Ихуд), где он в соответствии со своими взглядами старается сочетать умственную деятельность с физическим трудом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

От издательства

От общественного комитета по истории российского сионистского движения

Слово к читателю (Александр Эзер)

Предисловие      — 1

Часть I Сионизм в России до Герцля

Глава I Зачинатели национального возрождения

1. Стремление народа Израиля к освобождению             — 5

2. Перец Смоленский и «Хашахар»             — 6

3. Элиэзер Бен—Иехуда             — 8

4. Годы реакции в царствование Александра III         — 9

Глава II Основание движения Хибат—Цион

1. Моше-Лейб Лилиенблюм и Леон Пинскер             — 12

Глава III Первая алия

1. Алия билуйцев                      — 20

2. Катовицкий съезд             — 23

3. Съезд в Друскениках             — 26

Глава IV Одесский комитет

1. Запрет алии                         — 29

2.    Новые преследования российских евреев и изгнание их из

Москвы                             — 31

Часть II Политический сионизм с момента его зарождения и до смерти

Герцля

Глава V Появление Герцля на общественной арене

1. Дело Дрейфуса                     — 35

2. «Еврейское государство»                 — 39

3.    Отклики евреев России на появление Герцля на

политической арене                     — 42

4. Приготовления к Первому конгрессу                 — 47

5. Первый конгресс                     — 49

6. Сионисты России о Первом конгрессе             — 60

7. Герцль о евреях России                 — 66

Глава VI Сплочение сионистов России и их деятельность

1. Навстречу Второму конгрессу                     — 69

2. Первый съезд сионистов России в Варшаве             — 70

3. Второй конгресс                     — 72

4.    Нахман Сыркин и «Еврейское социалистическое

государство»                         — 76

Глава VII Период усиленной дипломатической деятельности

1.    Попытка ориентации на Германию и последующее

разочарование                         — 84

2. Третий конгресс                     — 89

3. Четвертый конгресс                     — 96

4. Демократическая фракция                     — 101

5. Пятый конгресс                         — 108

Глава VIII Продолжение внутренних споров

1. Основание Мизрахи                     — 117

2. Навстречу Второму съезду сионистов России — 120

3. Минский съезд                     — 122

4. Книга Герцля «Альтнойланд»                 — 130

Глава IX Кишиневский погром

1. Характер погрома                     — 132

2. Защищались ли кишиневские евреи?             — 135

3. Становление самообороны                 — 137

4. Месть Пинхаса Дашевского                 — 142

5. Реакция еврейской молодежи на поступок Дашевского — 145

Глава X Русское правительство и сионизм

1.    Циркуляр Плеве о сионизме и еврейском национальном

движении                             — 147

2. Приезд Герцля в Россию                     — 152

3. Беседы Герцля с Плеве                     — 154

4. Завершение визита Герцля в Петербург и его встреча с евреями

Вильно                             — 161

Глава XI Кризис в стане сионистов

1. План Уганды                         — 166

2. Шестой конгресс                     — 168

3. Полемика вокруг Уганды                 — 174

4. Уход Ционей Цион                     — 184

5. Смерть Герцля                     — 191

 

Часть III Сионизм в период после смерти Герцля и до Первой мировой

войны

Глава XII Еврейство России между Шестым и Седьмым конгрессом

1. Погром в Гомеле                     — 195

2. Евреи в годы русско—японской войны             — 199

3. Еврейская самооборона и участие в ней сионистов         — 202

4. Погром в Житомире и доблесть участников

самообороны                     — 206

Глава XIII Ционей Цион продолжают борьбу

1. Разброд в движении после смерти Герцля             — 208

2. «Наша программа»                     — 214

3. Полемика перед Седьмым конгрессом             — 217

4. Съезды в Вильно (Ционей Цион) и

Варшаве (территориалисты)                 — 220

5. Совещания перед Седьмым конгрессом             — 222

6. Седьмой конгресс                     — 224

Глава XIV В дни революции 1905 года и после нее

1. «Манифест» и погромы в дни революции             — 229

2.    Реакция российских сионистов на октябрьские

погромы                         — 232

3. Гельсингфорсский съезд                 — 238

Глава XV «Синтетический сионизм»

1. Четвертый съезд сионистов России                 — 244

2. Восьмой конгресс в Гааге                 — 248

3.    Резолюции Восьмого конгресса и выборы

правления                         — 255

4. Халуцим Второй алии                     — 260

Глава XVI Период президентства Давида Вольфсона

1. Поражение революции и усиление реакции в России — 266

2.    После Восьмого конгресса. Приезд Вольфсона

в Петербург                         — 268

3. Пятый съезд сионистов России                 — 275

4. Девятый конгресс                     — 279

5. Примирение на Ежегодной конференции             — 287

6. Десятый конгресс                     — 292

Глава XVII Политическая реакция накануне Первой мировой войны

1.    Участие российских сионистов в общественной жизни

в диаспоре                         — 297

2.    Сионистская студенческая организация

Хехавер                         — 299

3.    Дискуссия с «политической оппозицией» в преддверии

Одиннадцатого конгресса                     — 304

4.    Совещание российских делегатов во время

Одиннадцатого конгресса                 — 307

5. Одиннадцатый сионистский конгресс             — 309

6. Ухудшение положения российских евреев с началом

Первой мировой войны                     — 316

Часть IV Сионизм в годы войны и революции

Глава XVIII В первые военные годы

1. Высылка евреев из прифронтовых районов     — 321

2. Сионистское руководство в начале войны             — 326

3. Иосиф Трумпельдор и «Отряд погонщиков мулов»         — 330

4. Политическая деятельность сионистов в Лондоне         — 335

5. Спор вокруг плана Жаботинского                 — 340

Глава XIX Падение монархии

1. Февральская революция                 — 343

2. Подъем сионистского движения во время революции     — 343

3. Седьмой съезд сионистов России                 — 348

4. Прения на Седьмом съезде                 — 355

5. Вторая конференция Цеирей Цион                 — 360

6.    Радикал—социалистическая партия

Поалей Цион                         — 366

Глава XX От февраля до октября

1. Сионисты России в борьбе с антисионистами     — 368

2. Декларация Бальфура                     — 376

3. Еврейские войсковые части                 — 388

4.    Начало Хехалуца и деятельность

Иосифа Трумпельдора                 — 399

Глава XXI Под властью большевиков

1. Начало Третьей алии                     — 412

2. Начало послеоктябрьских гонений в России             — 423

3. Сионистское движение в подполье         — 432

 

Послесловие                                 — 439

 

Указатель имен

 

ПО ИСТОРИИ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Почетный президент Залман Шазар

 

 

 

У представителей израильской общественности из числа доныне здравствующих деятелей — ветеранов сионистского движения в России, уже давно зрело сознание кровного долга — собрать и опубликовать все, что имеется по истории российского сионизма.

Еще пятнадцать лет назад, по инициативе покойного Иосефа Шпринцака, с этой целью был основан «Общественный комитет по истории сионистского движения в России». До сих пор комитет выпустил два сборника под общим названием «Кацир» («Жатва»); большинство опубликованных в них материалов принадлежало перу самих участников движения — свидетелей и поборников сионистского дела в России. В обоих сборниках рассматривались различные этапы российского сионистского движения с конца прошлого века и по двадцатые годы нынешнего. Подавляющая часть материалов была впервые собрана вместе, и, надо заметить, их еще не коснулась рука исследователя и писателя.

Вместе с тем ощущалась необходимость в издании обширного труда по истории сионистского движения в России от его зарождения в восьмидесятых годах прошлого столетия и до наших дней. Потребность эта стала еще более насущной теперь — с возобновлением алии из Советского Союза, после десятков лет, в течение которых еврейство России было лишено возможности принимать активное участие в строительстве государства Израиль и поддерживать связь с мировым еврейством.

Книга «Сионистское движение в России», которую мы теперь предлагаем вниманию читателя, написана д—ром Ицхаком Маором по заказу Комитета, с членами которого автор регулярно консультировался в течение работы над книгой.

Одновременно с выходом в свет этого труда мы хотим почтить память членов Комитета, ушедших от нас со времени его основания: Иосефа Ариэли, Залмана Арана, Исраэля Бар-Иехуды, Шломо Гепштейна, Меира Гроссмана, Моше де-Шалита, Моше Новомейского, Шошаны Персиц, Яакова Клебанова, Иешаяху Клинова, Иосефа Шпринцака. Все они приложили много труда и сил для осуществления выдвинутой Комитетом задачи.

 

Правление:

Авраам Эйлон (председатель), Ицхак Виленчук, Александр Эзер, Элиэзер Пери, Менахем Ривлин, Дав Ржевский, Арье Рафаэли.

Иерусалим, 1973 год

 

 

 

К нашему великому прискорбию, между выходом в свет книги на иврите и появлением ее перевода скончались четверо наших дорогих друзей: почетный председатель Комитета, третий президент государства Израиль — Залман Шазар; члены Комитета: Авраам Эйлон (Идельсон), Ицхак Виленчук, Александр Эзэр — да будет благословенна их память.

Особую помощь в издании перевода книги на русский язык оказал покойный И. Виленчук. Без его постоянной заботы и энергичной деятельности перевод этой книги вряд ли увидел бы свет.

Директорат Комитета

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

[к изданию на иврите]

Яркие и неповторимые страницы в эпопее сионистского движения принадлежат шестимиллионному еврейству России, в начале двадцатого века представлявшему собой самое крупное сосредоточение евреев за все времена диаспоры. Накануне Первой мировой войны евреи России составляли около половины мирового еврейства, причем, по данным еврейского социолога и исследователя Яакова Лещинского, 94% русских евреев были в те годы сконцентрированы в пресловутой черте оседлости.

Герцль придал сионизму пророческий полет, наполнил его политическим содержанием, создал организационные формы и инструменты, необходимые для претворения в жизнь идеи еврейского государства; но в еврействе России Герцль нашел сформировавшееся еще до него широкое движение за национальное самоосвобождение — автоэмансипацию, окрашенное мечтой о еврейском государстве. А ведь именно народным движениям принадлежит главная роль в освобождении и возрождении народов.

Во времена турецкого владычества в Палестине

(«Палестина — страна, бывшая ареной древнейшей истории еврейского народа. Название «Палестина» — греческая форма еврейского слова П Л
С Т . Так в Библии названа земля, где жили филистимляне (Исх. 15:14; Исайя 14:29—31; Пс. 60:10). С течением времени это название распространилось и на внутреннюю континентальную часть страны. Уже на монетах, вычеканенных Веспасианом после подавления восстания Иудеи, страна названа официально «Палестиной», но под этим названием имелась в виду земля «иудеев». К концу 19 в. П. — область, «естественными границами которой служат: на западе — Средиземное море, на востоке — Сирийская пустыня и пустыня Ет—Тих — на юге». «Нагорная страна» Галилея и Хермон составляют ее северную границу» (см. «Еврейская энциклопедия», изд. Брокгауза и Эфрона, т. XII, гл. «Палестина»).

На иврите страна в различные периоды истории носила различные названия. Со временем наиболее распространенным стало Эрец-Исраэль (страна Израиля). В данной книге употребляются оба названия: Палестина и Эрец-Исраэль (или просто — Страна) —Прим. Ред.),

еще задолго до Герцля, источником почти всех переселенческих движений в Святую Землю была Россия (включая Польшу, Литву, Латвию, Бессарабию), а также Румыния и, в известной степени, Галиция, входившая тогда в Габсбургскую империю. Влияние национальных устремлений еврейства России заметно ощущалось и среди еврейского населения остальных стран Восточной Европы.

Халуцианская алия в Эрец-Исраэль также вышла из России, а ее зачинателями были те, кто основал в Стране первые сельские поселения, принес стремление к социальной справедливости и заложил основы еврейского рабочего движения. Халуцим (Халуц (ивр.; мн. ч. — халуцим) — первый; пионер — репатриант в Эрец-Исраэль.) возвели труд на уровень национального нравственного идеала, и лозунг «завоевать труд для еврейского рабочего и самовоспитаться для труда» стал стержнем всей их жизни и деятельности. Вместе с пионерами—рабочими из России в Страну прибыли и первые строители еврейских городов и еврейской индустрии, и пионеры борьбы за возрождение языка иврит и еврейской культуры.

Не принижая вклада в сионизм еврейства Запада, мы вправе сказать, что в продолжение десятков лет российский сионизм, благодаря своим особенностям и динамизму, был авангардом всего мирового сионистского движения. Он обогатил и идеологическую палитру сионизма.

Кроме движения Хибат Цион, билуйцев и духовного сионизма Ахад—Гаама он дал синтетический сионизм Гельсингфорсской программы, соединивший практическую работу по заселению Эрец-Исраэль с борьбой за гражданские и национальные права евреев в странах рассеяния; демократический сионизм Хаима Вейцмана; социалистический сионизм Бера Борохова и Нахмана Сыркина; трудовой и этический сионизм Д. Гордона; реалистический сионизм Менахема Усышкина; динамический сионизм З. Жаботинского и религиозный сионизм раввинов Могилевера и Рейнеса. Благодаря всем этим школам, российский сионизм приобрел массовый размах и породил народное движение, несущее идею подлинной национальной еврейской революции.

За исключением короткого промежутка между февральским и октябрьским переворотами, сионистские организации в России всегда были на нелегальном положении. Аресты и ссылки сионистам были знакомы уже при царском самодержавии. Но никогда в России сионизм так не подавлялся и не преследовался, как при советском строе. Большевистский переворот в октябре 1917 года отрезал еврейство России от всего мира, и в условиях советской действительности русские евреи оказались совершенно оторванными от Эрец-Исраэль. Не оставалось никакой возможности продолжать сионистскую работу даже в той нелегальной форме, в какой она велась в царской России. Тысячи сионистов были брошены в тюрьмы, сосланы, отправлены на каторжный труд в лагеря, где многие нашли свою могилу. А то, что сохранилось от широкого и разветвленного сионистского движения, вынуждено было глубоко затаиться.

Когда группа ветеранов российского сионизма приступила в Израиле к сбору и подготовке материалов для выпуска сборников по истории сионистского движения в России, многие полагали, что уже «прервалась цепь», и сборники (под названием «Жатва») пригодятся разве историку, изучающему наследие исчезнувшего поколения, — наследия, которое за отсутствием наследников некому вручить.

Казалось, годами советской власти уничтожено все, что накопило русское еврейство трудом поколений: культурные достижения, самый фундамент еврейской жизни и морали — все разрушено и смыто ураганом. Ведь еврейство России, которому некогда принадлежала центральная, руководящая и направляющая роль во всемирном сионистском движении, действительно пребывало в безвыходном положении и не могло принять участия в возрождении народа и Страны.

Запись опубликована в рубрике Еврейский вопрос. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.