Основы социальной концепции российского иудаизма
Дорогие друзья!
Перед вами «Основы социальной концепции иудаизма в России», излагающие суть иудаизма, базовые положения по ряду современных общественно значимых проблем.
Настоящий документ отражает позицию Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР) в области сотрудничества религиозных организаций как с гражданским обществом, так и с государственными институтами власти и с неправительственными организациями.
Мы надеемся, что еврейские организации, иешивы, школы, прихожане синагог, а также евреи, формально ни к каким организациям не принадлежащие, будут руководствоваться настоящими «основами» в повседневной жизни.
В «Основах социальной концепции иудаизма в России» заложены положения об отношениях с традиционными религиями России, а также с различными международными организациями.
«Основы социальной концепции иудаизма в России» дают возможность еврейским общинам определять свое отношение к новым вопросам, которые еще поставит жизнь.
На базе «Основ социальной концепции иудаизма в России» принимаются определения по различным вопросам, актуальность которых ограничена рамками государства.
Во власти человека принимать решения делать добро, улучшать отношения с другими людьми, наполнять жизнь новым смыслом.
И пусть будет воля Творца на то, чтобы у нас укрепилось желание и возможность совершенствовать себя.
Главный раввин России
Адольф ШАЕВИЧ

Глава 1. Сущность иудаизма
«Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Вот тебе вся Тора. Остальное — это комментарии. Иди и учись» (Шабат, 31а).
Принципы иудаизма сформулированы следующим образом:
1. Б-г существует.
2. Б-г один.
3. Б-г не существует в телесной оболочке.
4. Б-г вечен.
5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
6. Общение с Б-гом происходит через пророков.
7. Моисей — величайший из пророков.
8. Тора имеет Б-жественное происхождение.
9. Тора никогда не утратит своего значения.
10. Б-г знает обо всех поступках людей.
11. Б-г наказывает зло и вознаграждает добро.
12. Б-г пошлет своего Мессию.
13. Б-г воскресит мертвых.
Эти основы иудейской веры получили отражение в иудейском Б-гослужении. Б-г, Тора и (народ) Израиль имеет первостепенное значение для иудаизма. Иудаизм сосредоточен на вере — вере народа Израиля в Б-га, который сообщает о Своей воле человечеству. Эту волю предстоит открыть в Торе — руководстве, которое Б-г дал людям, чтобы жить по нему. Вера евреев — в любви и власти Б-га донести Свои цели до всего человечества. В этих целях, верят евреи, народ Израиля играет особую роль. Тора дана им на благо всего мира. Он, еврейский народ, — орудие для сообщения людям Б-жьей воли.
Иудаизм, таким образом, это мировая религия не только по географическому распространению, но и по своим горизонтам. Это религия для всего мира, не потому что все должны стать иудеями, ибо цель иудаизма абсолютно не такова, но исходя из убеждения, что мир принадлежит Б-гу, и люди должны вести себя в соответствии с Его волей. Через действия мы проповедуем иудаизм. Наша жизнь расскажет о величии нашей веры.
Глава 2. Корни веры и обычаев – Библия
В Библии религия представляет различные круги, взгляды которых развивались на протяжении веков, и они отличаются друг от друга. Определенные ключевые понятия имеют решающее значение в Библии и по-прежнему влияют на развитие иудаизма. Ключевые понятия выражены в Библии не в форме кредо, но как история. Библия призвана придать бессмертную значимость древней истории отдельной группы людей.
Евреи верят, что их собственная история — это продолжение библейской, что они являются наследниками Договора и, таким образом, связаны библейским истинами. Убеждение раввинистического иудаизма, того иудаизма, который стал нормой, заключается в том, что все характерные черты и особенности современного иудаизма вытекают из одного источника — Библии. Раввинистическая литература и принципы толкования, которые содержатся в ней, сосредоточены на подтверждения авторитета Библии, куда входят Тора (Учение): Берешит (Бытие), Шмот (Исход), Ваикра (Левит), Бэмидбар (Числа), Дварим (Второзаконие);
Невиим (Пророки): 1) Невиим ришоним (Ранние пророки): Иегошуа (Иисус Навин), Шофтим (Судьи), 1,2 Шмуэль (1 и 2 Царств), 1,2 Мелахим (3 и 4 Царств); 2) Невиим ахароним (Поздние пророки): а) Великие пророки. Иешаягу (Исайя), Йермиягу (Иеремия), Йехезкель (Иезекииль); б) Малые пророки. Гошея (Осия), Йоэль (Иоиль), Амос (Амос), Йона (Иона), Миха (Михей), Нахум (Наум), Хаваккук (Аввакум), Цфанья (Софония), Хаггай (Аггей), Зехарья (Захария) Малахи (Малахия);
Ктувим (писания): Тегилим (Псалтырь), Мишлей (Притчи Соломона), Йов (Иов), Шир га- Ширим (Песнь Песней), Рут (Руфь), Эйха (Плачь Иеремии), Когелет (Екклезиаст), Эстер (Есфирь), Даниэль (Даниил), Эзра (Ездра), Нехамья (Неемия); 1,2 Дивей га-ямим (1,2 Паралипоменон).
Термин «Ветхий Завет» не употребляется иудеями. Слово «завет» означает «договор», ключевой термин в иудейской вере, обозначающий особые взаимоотношения Б-га с народом Израилевым. Христиане говорят о Ветхом Завете с целью провести границу между Договором Б-га и народом Израилевым и последующим договором, который, в соответствии с верованием христиан, был утвержден Иисусом из Назарета и который лег в основу 27 книг, известных под общим названием «Новый Завет». С точки зрения иудеев, первоначальный договор по-прежнему остается в силе и, таким образом, не может быть воспринят как «ветхий» (то есть старый).
Глава 3. Последовательность традиции
Жизненно важным является Предписание, которое Б-г дал евреям и в соответствии с которым они должны жить. В этом Предписании предусмотрены все многообразные меняющиеся обстоятельства, в которых может оказаться еврейский народ, и именно это Предписание или, как его называют, Устная Тора и должно передаваться из поколения в поколение. Речь идет о письменных комментариях к библейскому тексту. В основе всего этого лежит убеждение, что на горе Синай было явлено людям не просто пять книг Моисея (Письменная Тора), но и объясняющие и интерпретирующие их комментарии (Устная Тора).
В раввинистическом иудаизме отражены разновидности как традиционной, так и современной веры. Иудаизм озабочен «правильной практикой», то есть тем, что люди делают, а не во что они верят. Эти люди предпочитают именоваться «соблюдающими», «исполняющими». Ортодоксальный иудаизм не признает вариантов. Ему не известна мозаика мнений, будь она пророческая или раввинистическая, и не существует ортодоксального или прогрессивного иудаизма. Это либо иудаизм, либо не иудаизм. Однако факт остается фактом: именно вера разделяет евреев на различные религиозные группы. Ортодоксия не является однородной группой. Здесь два движения — литовское и хасидское (Хабад-любавичи). Если литовская традиция делает упор на изучение Талмуда, то Хабад-любавическая — как на изучение Талмуда, так и на каббалу. Контакт Хабад-любавичей с внешним миром необычен, особенно в том, что касается его образовательных центров и программ. В конце концов, в Восточной Европе нашли компромисс между хасидизмом, который почитал мистические книги и практиковал религиозный экстаз, видения и чудеса, и движением «Митнагдим» («Противники» ), которое отводило главенствующую роль образованию и благочестию.
Современный иудаизм — это традиция, это развивающаяся энергия, которая продолжает жить в иудаизме как невидимая сила. «Традиция — живая душа иудаизма… Традиция, как откровение, — это духовная энергия, которая всегда действует; высшая власть, которая исходит не от человека; это эманация Б-жественного духа…».
Женщины в современном иудаизме несут ту же самую ответственность, что и мужчины, будь то в синагоге, дома или в обществе. Быть верующим и реалистом одновременно — значит быть современным евреем. Именно способы, с помощью которых современный иудаизм пытается осуществить эту задачу, создают основу для сравнения его с ортодоксальным, что очень ценно для большинства наиболее существенных различий между этими двумя течениями.
Глава 4. Роль женщины в иудаизме
Основная роль женщины заключается в том, чтобы вести дом, воспитывать детей. От женщины ожидается, что она не сделает ничего, что могло бы воспрепятствовать выполнению материнских обязанностей. Женщина освобождается от повелительных заповедей, которые должны выполняться в определенное время суток в общественном месте. Заповеди, связанные со временем, которые могут выполняться дома (такие, как соблюдение поста в День Искупления и употреблением в пищу мацы в Песах), были обязательными для женщин, так же как и все запретительные заповеди (Кидушин, 1: 7).
Глава 5. Законы о пище
Своими корнями эти законы уходят в еврейскую Библию, их развитие прослеживается в Талмуде, и уровни, на которых соблюдаются эти законы (кашрут), отражают основные позиции различных движений в иудаизме. Единственным критерием пригодности пищи считаются не соображения гигиены, а то, как Тора к этой пище относится: «…ибо Я — Г-сподь, Б-г ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (книга Левит, глава 11). Ранний раввинистический комментарий говорит: «Освящайтесь вещами, которые разрешены Вам» (Второзаконие, глава 14). Здесь мы находим определение цели законов о пище: установить строгую дисциплину для еврейского народа в отношении его святости. Какие бы соображения здоровья и гигиены в них теперь не находили, основная цель кашрута, как это определено Торой, — отражение святости народа, с которым заключен завет. Через соблюдение кашрута люди напоминают себе, что едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть.
В России критерии соблюдения законов о пище среди большинства евреев не слишком высоки, а ведь это одно из важнейших условий укрепления и развития общины. Поэтому важна просветительская деятельность, изучение технологии производства продуктов, которые по всем параметрам подпадают под кошерность. Иногда — это сотрудничество с местным производством для получения сертификата кошерности, что способствует не только потреблению на внутреннем рынке, но и стимулирует экспорт за рубеж.
Социальная доктрина иудаизма в России заключается в том, что необязательно подходить к вопросу соблюдения кашрута: все или ничего. Важно, чтобы шаг за шагом усиливалось следование традиционной Галахе.
Современный иудаизм позволяет каждому человеку решать за себя, все ли правила способствуют его духовному совершенствованию, укреплению семьи. Они подчеркивают значение индивидуальной оценки законов, как помогающих культивировать истинно религиозное существование: подчеркивают важность соблюдения кашрута из-за его места, которое он традиционно занимал в общинной еврейской жизни. Это чувство общих уз, как мы уже поняли, является целью кашрута, которую преследует большинство иудеев.
Глава 6. Вопросы жизни и смерти
Первая заповедь (мицва) в Торе гласит: «Плодитесь и размножайтесь» (Бытие, 1:28). С древнейших времен отношение к детям как к своему долгу и одновременно как к благу ощущалось достаточно сильно. Одним из самых важных положений в иудаизме является увеличение не просто числа евреев, а людей, признающих определенные взаимоотношения с Б-гом и повинующихся Ему и, таким образом, способствующих приходу Его Царства на земле. Высшее выражение этой веры лежит в основе обрезания.
Священность человеческой жизни выражается в том, что иудаизм в основном одобряет сосредоточение на этой жизни, а не на будущей. Мысль о смерти не должна пугать, но она должна порождать постоянную веру и преданность Всевышнему.
Мы можем видеть, что в эпоху Второго храма саддукеи отрицали всякую идею о личном воскресении, в то время как фарисеи считали это основой веры. Они рассматривают воскресение как следствие веры в любящего Б-га, который дает людям жизнь, чтобы они учились, что значит повиноваться Ему.
Ортодоксальные иудеи следуют учению фарисеев, но все-таки признают, что физические воскресение «не обязательно подразумевает идентичность с материей, из которой состояло тело, когда оно было живым» (рабби Гертц). Это скорее «итог, подведенный нашим поступкам и мыслям, привычкам и характеру… Для души в грядущем мире есть личность, тождественная душе в земной жизни».
Глава 7. Обрезание
Изучение Торы само по себе — это религиозный акт, это больше, чем молитва или восстановление Храма. «…Если двое сидят вместе и обмениваются словами из Торы, Б-жественное присутствие (шхина) пребывает с ними».
Несмотря на все давление и реалии сегодняшнего дня, которые, как оказалось, подрывают понятия семьи, евреи России в целом по-прежнему живут внутри семейных единиц. Даже многие не принявшие религиозные обязательства евреи хотят активно проявлять свое еврейство, однако они не знают, как к этому подойти, или же располагают слишком малыми возможностями для выбора способа выражения еврейства. Степень преданности и уровень обязательств перед иудейской религией повышается или падает в зависимости от изменения статуса семьи.
Обрезание (брит-мила) — первая заповедь, которую отец обязан исполнить для своего сына. По предписанию Торы (Ваикра, 12:30) обрезание следует совершать на восьмой день после рождения ребенка.
Обрезание делает моэль, который по-настоящему благочестив, хорошо знает технику обрезания, все законы Галахи, имеет официальное разрешение авторитетного раввина на право совершать обрезание.
Категорически запрещается совершать обрезание младенцу, если есть хотя бы малейшее подозрение, что он нездоров. Решающее слово в этом вопросе принадлежит врачу или моэлю, имеющим необходимые знания. Обрезание желательно совершать в присутствии десяти евреев. Когда родители вносят младенца, все присутствующие встают и приветствуют его: «Благословен вошедший».
Обрезание — знак союза, который Всевышний заключил с Авраамом и со всем его потомством.
На благословение, произнесенное отцом младенца, присутствующие говорят: «Так же, как он пришел к этому союзу, пусть придет он к Торе, свадьбе и добрым делам!».
Глава 8. Брак
Брак обеспечивает эмоциональную и духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга.
В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к особой святости. Наоборот, брак видится как идеал, а сексуальные отношения — как наиболее сокровенный и радостный способ углубить общение между людьми, то есть брак «кидушин» («посвящение»), выражая тем самым его особую священность.
Глава 9. Иудаизм и нация
В современном мире понятие нации употребляется в двух значениях — как этническая общность и как совокупность граждан определенного государства. Взаимоотношения иудаизма и нации должны рассматриваться в контексте как первого, так и второго смысла этого слова.
Понятие Б-гоизбранного народа в Торе является религиозным. Чувство национальной общности, характерное для дочерей и сынов Израиля, укоренено в сознании их принадлежности Б-гу через Завет, заключенный Г-сподом с нашими отцами.
Патриотизм иудаизма одновременно проявляется по отношению к нации как этнической общности и как общности граждан государства. Иудей призван любить свое отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру.
Холокост и возрождение государства Израиль связаны не только хронологически. Для многих это означало возрождение веры, ибо, получив землю от Б-га, нужно продолжать повиноваться Б-гу. Миллионы изгнанных были собраны вместе во славу Б-га, и теперь всем необходимо жить в соответствии с моральными установками Израиля.
Только на Земле обетованной можно выполнить все заповеди, которые дал нам Г-сподь, служение Ему на Земле. Эрец Исраэль является важной составной частью иудаизма.
Глава 10. Иудаизм и государство
В Торе Г-сподь дал правила, которые регламентировали не только религиозную, но и общественную жизнь.
Тора призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержания добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства.
Иудаизм предписывает своим единоверцам не только повиноваться государственной власти, но и молиться за нее ради улучшения мира.
В современном мире государство обычно является светским и не связывает себя какими- либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с иудаизмом ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга.
Иудаизм не должен брать на себя функции, принадлежащие государству. В то же время иудаизм может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
Государство не должно вмешиваться в жизнь синагоги, в ее управление, вероучение, литургическую деятельность, равно как и вообще в деятельность канонических синагогальных учреждений, за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность в качестве юридического лица, неизбежно вступающего в соответствующие отношения с государством, его законодательством и властными органами. Синагога ожидает от государства уважения к ее каноническим нормам и иным внутренним установлениям.
Свое служение Б-гу и людям синагога совершает в наше время в разных странах. В одних она представляет собой национальное вероисповедание (Израиль), в других принадлежащие к ней лица составляют религиозное меньшинство, живущее в окружении иноверцев. В Израиле иудаизм имеет статус государственной религии, в России синагога отделена от государства.
Областями сотрудничества синагоги и государства в нынешний исторический период являются:
• миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
• забота о сохранении нравственности в обществе;
• духовное, культурное, моральное и патриотическое образование и воспитание;
• дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
• охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
• диалог с органами государственной власти любых ветвей по вопросам, значимым для синагоги и общества, в том числе подготовки законов, подзаконных актов, решений, распоряжений;
• попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
• забота о профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
• наука, включая гуманитарные исследования;
• здравоохранение;
• культура и творческая деятельность;
• работа еврейских религиозных и светских средств массовой информации;
• деятельность по сохранению окружающей среды;
• экономическая деятельность на пользу синагоги, государства и общества;
• поддержка института семьи, материнства и детства.
В тоже время синагога не может оказывать помощь государству в следующем:
• политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, политических лидеров;
• ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
• непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны.
Религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит представлению иудаизма о призвании синагоги в обществе. Синагога должна указывать государству на недопустимость распространения убеждений и действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ синагога может рассчитывать на помощь и содействие государства.
Отношения синагоги и государства в сфере благотворительности и социального обслуживания.
Синагога признает социальную значимость своей деятельности в сфере благотворительности и социального обслуживания, где они способны оказывать эффективную поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (инвалидность, болезнь, сиротство, безнадзорность, безработица, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, отсутствие определенного места жительства), участвовать в решении проблем укрепления института семьи, профилактики детской и подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, социальной реабилитации лиц, содержащихся в местах лишения свободы и отбывших наказание.
Синагога через пожертвования поддерживает деятельность, в том числе осуществляемую:
• благотворительными организациями, созданными религиозными организациями, при условиях, что эта деятельность имеет социальную значимость;
• учреждениями социального обслуживания граждан, созданными религиозными организациями в целях социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (детские приюты, дома ночного пребывания, богадельни и др.), при условии получения этими организациями соответствующих лицензий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Синагога предоставляет учреждениям социального обслуживания и благотворительным организациям, созданным религиозными организациями, право оказывать иную поддержку.
Органы государственной власти также вправе, в соответствии с законодательством Российской Федерации, финансировать благотворительные программы благотворительных организаций, созданных религиозными организациями, путем размещения государственных заказов на конкурсной основе для обеспечения выбора и поддержки деятельности наиболее эффективно работающих благотворительных организаций.
Глава 11. Отношения с мировой общественностью
В Танахе (Библии) содержатся многочисленные свидетельства о возникновении и развитии международных отношений. Вот как описывается в Первой книге Торы одно из первых межплеменных отношений:
И сказал Авимелех (праотцу нашему Аврааму): «Вот страна моя пред тобою, живи, где тебе нравится.… Теперь же поклянись мне здесь Всесильным, что не изменишь ни мне, ни внуку моему, по добру, которое я сделал тебе, сделай ты мне и стране, в которой ты проживал». И сказал Авраам: «Я поклянусь». И упрекал Авраам Авимелеха по поводу колодца воды, который отняли рабы Авимелеха. Авимелех же сказал: «Не знаю, кто это сделал, ты также не сказал мне, и я услыхал об этом только сегодня». И взял Авраам овец и скот, и дал Авимелеху, и заключили они оба союз.
«Не делай другому то, что не хочешь, чтобы тебе сделали», — говорит иудаизм в отношении между народами и между людьми. Российский иудаизм поддерживает народы и правительство России во всеобщем стремлении защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Споры и конфликты должны решаться мирным путем, на основе диалога, при максимально возможном согласии сторон. Иудаизм приветствует тенденции к объединению стран и народов, особенно имеющих историческую и культурную общность, при условии, что эти объединения не направлены против третьей стороны. В области межгосударственного экономического и торгового сотрудничества должны применяться нравственные правила, заключенные в заповедях, данных Б-гом через пророка Моисея.
Многосторонние межгосударственные соглашения привели к созданию разветвленной системы межгосударственного права, обязательного для исполнения в странах, подписавших соответствующие договоренности. Некоторым международным организациям правительствами передается ряд полномочий, которые касаются экономической, политической и военной деятельности и затрагивают не только международные отношения, но и внутреннюю жизнь народов. Решения, связанные с заключением судьбоносных международных договоров, должны приниматься в согласии с волей народа, правительства должны отстаивать духовную самобытность стран.
В работе международных организаций должно быть обеспечено равенство суверенных государств в доступе к механизмам принятия решений и в праве решающего голоса, в том числе при определении базовых международных стандартов. Конфликты надлежит разрешать при участии и согласии всех сторон. Принятие решений без согласия стран, на которые эти решения оказывают прямое влияние, возможно только в случае агрессии или массового истребления граждан внутри страны.
Иудаизм признает полезность международного сотрудничества в научной, информационной и культурной областях.
Глава 12. Иудейская этика и светское право
Г-сподь Б-г наш, Г-сподь один, а потому совершенен и гармоничен сотворенный Им мир. Следование божественным закона есть жизнь. Человек создан по образу и подобию Г-спода, он наделен разумом и правом выбора, одновременно и ответствен за свои поступки. Человек сохранил свободу избрать с помощью Б-жией правый путь. При этом соблюдение Б-годанных заповедей утверждает жизнь, отступление же от них с неизбежностью приводит к ущербу и смерти, поскольку такое отступление есть не что иное, как отступление от Б-га, а следовательно, от бытия и жизни, которые могут быть только в Нем. » Вот Я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. Если будешь слушать заповеди Г-спода Б-га твоего, которые заповедую тебе сегодня, любить Г-спода Б-га твоего, ходить по всем путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить… Если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь… погибнете и не пробудете долго на земле…» (Тора).
В земном порядке вещей грех и воздаяние часто не следуют непосредственно друг за другом, но бывают разделены многими годами и даже поколениями: «Я Г-сподь, Б-г твой, Б-г ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Тора). Такая разведенность преступления и наказания, с одной стороны, сохраняет за человеком свободу, а с другой — заставляет людей разумных и благочестивых с особым вниманием исследовать Б-жественные установления, дабы научиться отличать правильное от неправильного, законное от беззаконного.
Право существует в человеческом обществе и является границей, выход за которую грозит разрушением как личности человека, так и человеческого общежития. Право призвано быть проявлением единого Б-жественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим обществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства. Однако поведение и действия людей являются объектом правовой регламентации, которая и составляет содержание законодательства. Право также предусматривает принятие мер для принуждения к подчинению закону. Предусматриваемые законодателем санкции для восстановления попранного правопорядка делают закон надежной силой единения общества до тех пор пока, как это многократно случалось в истории, не опрокидывается вся система действующего права. Впрочем, без права никакое человеческое сообщество существовать не может, а потому на месте разрушенного правопорядка всегда возникает новая законодательная система.
Право содержит в себе некоторый минимум нравственных норм, обязательных для всех членов общества. Задача светского закона — в урегулировании правовых отношений. Основополагающий принцип права: » Не делай другому того, чего не желаешь себе». Если человек совершил против другого неправедный поступок, то ущерб, нанесенный целостности Б-жественного миропорядка, может быть восполнен через покаяние или наказание или через помилование.
Исторически религиозное и светское право происходят из одного источника и долгое время являлись лишь двумя аспектами единого правового поля.
В современном светском правосознании одним из доминирующих принципов стало представление о неотъемлемых правах личности. Идея таких прав основана на библейском учении о человеке как образе и подобии Б-жием, как онтологически свободном существе. Права на веру, на жизнь, на семью являются защитой сокровенных оснований человеческой свободы от произвола посторонних сил. Эти внутренние права дополняются и гарантируются другими, внешними, например правами на свободу передвижения, получение информации, создание имущества, обладание им и его передачу.
По мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Б-гом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия (до тех пор, пока оно не вредит иным индивидуумам), а также в требование от государства гарантий определенного материального уровня существования личности и семьи. В системе современного светского гуманистического понимания гражданских прав человек трактуется не как образ Б-жий, но как самодостаточный и самодовлеющий субъект.
Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, член еврейской общины обязан повиноваться законам страны проживания, независимо от того, насколько они совершенны. Когда же исполнение требования закона предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха перед Б-гом и ближним, иудей должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений или заповедей Б-жиих.
Глава 13. Синагога и политика
Синагога имеет своей задачей проявлять заботу о единстве своих прихожан, о мире и согласии в обществе, о вовлечении их в общий созидательный труд. Синагога призвана проповедовать и созидать мир со всем внешним для нее обществом.
Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы синагога проповедует мир и товарищество придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее раввинов, за исключением таких, которые явно ведут к действиям, противоречащим иудейскому вероучению и нравственным нормам Торы.
Невозможно участие синагоги в деятельности политических организаций или отдельных кандидатов, агитация и так далее. Не допускается выдвижение кандидатур раввинов на выборах любых органов представительной власти всех уровней. В то же время ни что не должно препятствовать участию раввинов и прихожан в народных волеизъявлениях путем голосования наравне с другими гражданами. Неучастие синагоги в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно высшим органом религиозной организации и уполномоченными им лицами.
В любом случае право ее выражения не может быть передано государственным учреждениям, политическим или иным светским организациям.
Глава 14. Основные направления деятельности синагоги в области предупреждения и борьбы с религиозным экстремизмом и возбуждением религиозной вражды
В целях поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира синагога:
• пресекает всякое подстрекательство к религиозному экстремизму, включая вовлечение кого-либо в религиозную деятельность с использованием насилия или угрозы насилия; принимает все необходимые меры для предупреждения и ликвидации проявлений религиозного экстремизма;
• признавая конституционное право каждого свободно искать, получать, передавать, проводить и распространять информацию любым законным способом, запрещает возбуждение религиозной вражды, оскорбление религиозных чувств верующих, пропаганду неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а также акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой группы лиц по признаку их отношения к религии, а также предоставление любой помощи, включая финансирование и поддержку в средствах массовой информации, для проведения указанной противоправной деятельности;
• содействует мирному сосуществованию религиозных объединений, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими.
Глава 15. Образование, наука и культура в российском иудаизме
В Российской Федерации установлен светский характер образования, который заключается в том, что никакая религия либо нерелигиозное, включая атеистическое, мировоззрение не устанавливаются в качестве государственных или обязательных для преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Синагога вправе сотрудничать с государственными и муниципальными учреждениями образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Синагога, согласно законодательству Российской Федерации, вправе создавать собственные учреждения религиозного образования.
В целях содействия эффективному решению задач воспитания и образования детей и молодежи и учитывая интересы граждан Российской Федерации в духовной сфере синагога:
• сотрудничает с государством в соответствии с законодательством РФ в сфере духовно-нравственного, патриотического и правового воспитания детей и молодежи, в сфере образования, в том числе религиозного;
• взаимодействует с государством при разработке содержания государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебно- методических пособий по образовательным предметам гуманитарного характера с целью учета духовно-нравственных и культурных ценностей иудаизма;
• сотрудничает с государством в обеспечении защиты прав и интересов детей и их родителей в образовательном процессе, осуществляемом в образовательных учреждениях, в том числе право на нормальное физическое, интеллектуальное, нравственное, духовное развитие детей и их родителей, при условии, что эти убеждения не влекут за собой действий, противоречащих федеральным законам.
Наука — это сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания.
Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов.
В настоящее время наука и техника достигли значительного влияния на все стороны жизни. Поэтому иудаизм придает важное значение присутствию в них моральных и религиозных аспектов.
Наука является одним из средств познания Творца. Иудаизм признает ее как инструмент улучшения мира. Но это возможно лишь при условии соблюдения ею нравственных принципов.
Только совмещение духовного опыта с научным знанием дает полноту видения. Социальная система не может быть названа гармоничной, если в ней существует монополия секулярного миропонимания при вынесении общественно значимых суждений.
Человек сотворен по образу и подобию Творца и поэтому должен иметь право выбора, в своих таинственных глубинах человек свободен. Иудаизм предостерегает от попыток использовать достижения науки и техники для установления контроля над внутренним миром личности, для создания каких бы то ни было технологий внушения и манипуляции человеческим сознанием и подсознанием.
Культура — исторически определенный уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох, например: «античная культура», конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни, то есть культура труда и быта. В более узком смысле культура — это сфера духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, мировоззрение, формы общения людей. Б-г поместил первого человека в райский сад, повелев возделывать и хранить Б-жье творение. Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является человеческим долгом.
Иудаизм воспринял многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, иудаизм освящает разные стороны культуры и многое дает для ее развития. Поэты, музыканты, архитекторы обращаются к средствам искусства, чтобы выразить опыт духовных переживаний, которые они обрели в себе и желают подарить другим.
Иудаизм позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его жизни. В результате еврейское творчество возвращается к своим изначальным религиозным корням.
Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, музыке, кино, архитектуре, театру. Для изложения Торы пригодны любые творческие стили, если намерение художника искренне благочестиво, если он не только знаком с традициями, но и образован как иудей Б-гобоязненный. Встреча иудаизма и мира культуры не всегда означает простое сотрудничество и взаимообогащение. Иудаизм оставляет за собой право на нравственную оценку явлений культуры.
Методы и средства культуры изменяются с ходом истории. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отказа от достойного наследия прошлых веков.
Иудаизм традиционно уважает светскую систему всеобщего обязательного начального и среднего образования детей от 5 до 15 лет, а также обучение в высших учебных заведениях.
Иудаизм признает право на создание школ для национально-религиозных меньшинств с национальными кадрами учителей, преподавание на родном языке и включение в учебный план спецпредметов по истории и культуре данной религиозно-этнической группы. Многие раввины учились в светских школах и университетах, что способствовало их нравственному и интеллектуальному росту.
Иудаизм готов строить свои взаимоотношения со школой исходя из признания человеческой свободы. При этом иудаизм считает недопустимым навязывание учащимся антирелигиозных и антииудейских идей. Через школу передаются новому поколению нравственные ценности, и в этом иудаизм выступает за сотрудничество со светским образованием.
Глава 16. Иудаизм и средства массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) обладают огромным влиянием и несут большую ответственность за воспитание соотечественников. Раввины или прихожане синагог призваны с должным вниманием относиться к контактам со средствами массовой информации в целях осуществления просвещения, а также для участия в межрелигиозном диалоге во имя мира и согласия в обществе, для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам синагогальной жизни и иудейской культуры.
Иудаизм в России располагает собственными информационными средствами, а также через уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ. Это взаимодействие осуществляется через публикацию отдельных статей, в выступлениях на радио и телевидении, интервью; участие в публичных диалогах; предоставление материалов справочного характера.
Глава 17. Иудаизм и собственность
Под собственностью принято понимать общественно признанную форму отношений людей к плодам труда и естественным ресурсам. В число основных полномочий собственника обычно включают право владения и пользования, право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объектов собственности.
Синагога не определяет прав людей на собственность, но материальная сторона человеческой жизни не остается вне ее поля зрения.
Каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем синагога предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами. В позиции синагоги по отношению к собственности нет ни игнорирования материальных потребностей, ни противоположной крайности, превозносящей устремление людей к достижению материальных благ как к высшей цели и ценности бытия. Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, уголен или неугоден он Б-гу.
Иудаизм учит, что люди получают все земные блага от Б-га, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека многократно показана в Библии. Материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым. Любую собственность нужно воспринимать, как взятое у Б-га в пользование или как дар Б-жий. В то же время Библия признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее.
Иудаизм признает существование многообразных форм собственности. Государственная, общественная, корпоративная, частная и смешанные формы собственности в разных странах получили различное укоренение в ходе исторического развития. Синагога не отдает предпочтения ни одной из этих форм. При каждой из них возможны как хищение, стяжательство, несправедливое распределение плодов труда, так и достойное, нравственно оправданное использование материальных благ.
Все большую значимость приобретает интеллектуальная собственность, объектами которой являются научные труды и изобретения, информационные технологии, художественные произведения и другие достижения творческой мысли. Иудаизм приветствует творческий труд, направленный на благо общества, и осуждает нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность.
Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены синагогой. Исключением может быть такое отторжение собственности на основе соответствующего закона, которое, будучи обусловлено интересами большинства людей, сопровождается справедливой компенсацией. Опыт отечественной истории показывает, что нарушение этих принципов неизбежно приводит к социальным потрясениям и страданиям людей.
Особую форму собственности представляет имущество религиозных организаций. Она приобретается различными путями, однако основным компонентом ее формирования является добровольная жертва верующих людей. Жертва — это добровольный акт, совершаемый верующими в религиозных целях. Пожертвование стоит в ряду основных заповедей, данных человеку Б-гом. Таким образом, пожертвования предсталяют собой особый случай экономических и социальных отношений, а потому на них не должны автоматически распространяться законы, регулирующие финансы и экономику государства, в частности государственное налогообложение. Синагога заявляет, что любые посягательства на пожертвования верующих являются преступлением перед Б-гом и людьми.
Глава 18. Иудаизм и война
Война служит физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти. Войны сопровождали всю историю человечества.
Убийство, без которого не обходятся войны, рассматривалось как тяжкое преступление перед Б-гом еще на заре Священной истории. Закон Моисеев гласит: Не убий! В Танахе кровь имеет священный характер, поскольку кровь — это жизнь. Кровь оскверняет землю — говорит Священное Писание. Но тот же библейский текст предостерегает обращающихся к насилию: земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.
Синагога считает войну злом, но не запрещает участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Иудаизм во все времена относился с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних.
Выработка высоких правовых норм в международных отношениях была бы невозможна без того нравственного воздействия, которое оказала религия на людей. Требования справедливости в войне на деле далеко не всегда удовлетворялись, но сама постановка вопроса о справедливости порой удерживала воюющих людей от чрезмерной жестокости.
На сегодняшний момент не всегда легко отличить войну, в основе которой лежит агрессия, от оборонительной. В связи с этим синагога не дает универсального суждения; каждый отдельный случай требует особого отдельного рассмотрения. При определении войны как справедливой или несправедливой, синагога обращает внимание на такие факторы, как методы ведения борьбы, отношение к мирному населению. Гуманного отношения к раненым и пленным требует иудаизм от своих воинов. Победа — это когда твой враг становится твоим другом. Зло и борьба с ним должны быть разделены, ибо, борясь с грехом, важно не приобщиться к нему. Во всех жизненных ситуациях, связанных с необходимостью применения силы, сердце человека не должно оказываться во власти недобрых чувств. Лишь победа над злом в своей душе открывает человеку возможность справедливого применения силы.
В связи с вышесказанным синагога имеет особое попечение о войнах, воспитывая их в духе верности высоким нравственным идеалам. Соглашения о сотрудничестве с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, достигнутые КЕРООР и синагогой открывают большие возможности для возвращения воинства к веками утвержденным традициям служения Родине. Раввины же, несущие особую службу в войсках, призваны заботиться об их нравственном состоянии.
Мир человека с Б-гом, с самим собой и с другими людьми — неотделимы друг от друга.
У пророков мир изображается как состояние, завершающее историю: волк будет жить вместе с ягненком, а барс будет лежать вместе с козленком… Не будут делать зла и вреда на всей земле, ибо земля будет наполнена ведением Г-спода, как воды наполняют море. По свидетельству пророка Исайи, мир есть плод правды. Танах говорит о правде Б-жией, и о правде человеческой. Обе они имеют отношение к завету, который Б-г заключил с избранным народом. В этом контексте правда преимущественно понимается как верность союзническим отношениям. Насколько люди нарушают союз с Б-гом, то есть настолько они неправедны, настолько они лишаются плода правды мира. В то же время одним из основных элементов синайского Завета было требование справедливого отношения к ближнему. Заповеди закона имели целью не обременительное ограничение свободы личности, но построение жизни общества на принципе справедливости для достижения относительного мира, порядка и спокойствия. Для Израиля это означало, что мир в общественной жизни осуществляется не сам собою, в силу некоторых естественных закономерностей, но он возможен, во-первых, как дар Б-жественной правды и, во-вторых, как плод религиозных усилий человека, то есть его верности Б-гу.
Синагога стремится осуществлять миротворческое служение как в национальном, так и в международном масштабе, стараясь разрешить различные противоречия и привести к согласию народы, этнические группы, правительства, политические силы. Для этого она обращает свое слово к власть имущим и другим влиятельным слоям общества, а также прилагает усилия для организации переговоров враждующих сторон и для оказания помощи страждущим. Синагога также противостоит пропаганде войны и насилия, равно как и различным проявлениям ненависти, способной спровоцировать братоубийственные столкновения.
Глава 19. Наказание преступления
Евреям надлежит быть законопослушными гражданами отечества, послушными властям и одновременно заповедям Б-жьим. Человеческая греховность порождает преступления. Вместе с тем понятие греха установлено иудаизмом гораздо шире, чем представление права. Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души. Подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Сама власть, совершая противозаконные действия, может стать источником греха. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, — терроризм и тому подобное.
Для сдерживания проявлений беззакония государство создает правоохранительные органы, целью которых является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, их совершивших. Однако важные задачи искоренения преступности и исправления оступившихся стоят не только перед специальными учреждениями и даже не только перед государством, но пред всем народом, а значит, и перед синагогой.
Профилактика преступности возможна прежде всего через воспитание и просвещение, направленные на утверждение в обществе истинных духовных и нравственных ценностей. В этом деле синагога призывает к активному взаимодействию со школой, средствами массовой информации, правоохранительными органами. При отсутствии в народе положительного нравственного идеала никакие меры принуждения, устрашения или наказания не смогут остановить злой воли. Именно поэтому лучшей формой предотвращения нарушений закона является проповедь честного и достойного образа жизни, особенно в среде детей и юношества. Пристальное внимание при этом нужно уделять лицам, входящим в так называемые группы риска или уже совершившим первые правонарушения. К таким людям раввины должны относиться с особенным вниманием, способствуя, таким образом, преодолению социальных причин преступности, заботясь о справедливом устроении государства. Жестокое и недостойное обращение с такими людьми способно укрепить их на неправом пути или толкнуть на него.
Раввин должен проявлять особую чуткость в тех случаях, когда ему становится известно о готовящемся преступлении. Раввин обязан приложить все усилия для того, чтобы не допустить осуществления преступного замысла.
Синагога, не становясь судьей человеку, преступившему закон, призвана нести попечение о его душе. Именно поэтому она понимает наказание не как месть, но как средство внутреннего очищения согрешившего.
Творец, устанавливая наказание преступникам, говорит Израилю: истреби зло из среды себя. Покарание преступившего закон служит к научению людям. Так, полагая за лжепророчество, Б-г говорит Моисею: весь Израиль услышит это и убоится, и не станут впредь делать среди тебя такого зла. В Притчах Соломоновых читаем: если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление. Библейская традиция знает несколько видов наказания: смертную казнь, изгнание, ограничение свободы, телесное наказание, денежный штраф или предписание принести жертву на религиозные цели.
Заключение, изгнание (ссылка), исправительные работы и штраф сохраняются в качестве наказания и в современном мире. Все эти виды судебной кары не только имеют смысл с точки зрения ограждения общества от злой воли преступника, но и призваны служить его исправлению. Так, лишение или ограничение свободы дает человеку, поставившему себя вне общества, возможность переоценить собственную жизнь, дабы вернуться на свободу внутренне очищенным.
Условия содержания преступников должны быть такими, при которых их жизнь и здоровье не подвергались бы опасности, а на их нравственное состояние не влиял бы пагубный пример других узников.
Для этого государство призвано заботиться о заключенных, и в этом ему должна помогать синагога.
Исполняя свое служение в местах лишения свободы, синагога должна обустроить молитвенные комнаты, проводить беседы с заключенными, распространять духовную литературу. При этом особенно важен личный контакт с заключенным, переписка, передача одежды, лекарственных препаратов и т.п. Такая деятельность должна быть направлена не только на облегчение тяжелой участи, но и на помощь в нравственном исцелении. Особая мера наказания — смертная казнь — признавалась в Танахе. И нет указаний на необходимость ее отмены. Вместе с тем отмена смертной казни дает больше возможностей для раввина в работе с оступившимися. К тому же очевидно, что наказание смертной казнью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, синагога приветствует такие шаги государственных властей.
Синагога взаимодействует с правоохранительными учреждениями. Такое содействие может осуществляться в многообразных совместных воспитательных и просветительских трудах, направленных на профилактику и предотвращение правонарушений, в научной и культурной деятельности. Подобное взаимодействие должно быть основано на специальных договоренностях с руководством соответствующих ведомств.
Глава 20. Иудаизм и нравственность
Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-жию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Будучи в равной степени носителями образа Б-жия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви. Воплощая волу Всевышнего о творении, благословенный им союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: и благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении.
Синагога не освящает хупой браки, заключенные между евреями и не евреями, одновременно признавая их законность.
Основанием для развода может служить прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами синагога видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами оберегать брак и предотвращать развод. Раввины также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.
Существует особая внутренняя близость семьи и синагоги. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, — гласит пятая заповедь (Исх., 20, 12). В Библии непочтение по отношению к родителям рассматривалось как величайшее преступление. Семья как домашняя синагога есть единый организм, члены которого живут и строят свои отношения на основе закона любви. Опыт семейного общения научает человека преодолению эгоизма и закладывает основы гражданственности. Именно в семье формируется и крепнет правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, к обществу в целом. Преемственность поколений, начинаясь в семье, обретает свое продолжение в любви к предкам и отечеству, в чувстве сопричастности к истории. Поэтому столь опасно разрушение традиционных связей родителей с детьми, которому, к сожале нию, во многом способствует уклад жизни современного общества.
Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь.
Вопиющей бедой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда оказываются на улице, свидетельствуют о глубоком нездоровье общества. Оказывая таким детям духовную и материальную помощь, заботясь об их вовлечении в духовную и социальную жизнь, синагога одновременно видит важнейший свой долг в укреплении семьи и в осознании родителями их призвания, что исключило бы трагедию брошенного ребенка.
Высоко оценивая общественную роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, синагога одновременно противостоит тенденции к умалению роли женщины как супруги и матери. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе.
Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, политических или идеологических целях, способствует подавлению духовно-нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося лишь инстинктом.
Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и юношества. В книгах, фильмах, в средствах массовой информации, а также в некоторых образовательных программах подросткам зачастую внушают такие представления о половых отношениях, которые просто унизительны для человеческого достоинства, поскольку в них нет места целомудрию и верности.
Глава 21. Иудаизм и здоровье
Синагога с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Синагога призвана в сотрудничестве с государственными структурами и общественными организациями участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.
Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении целостности, свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей. Нельзя не приветствовать развитие диалога между врачом и больным, происходящее в современной медицине.
Синагога считает, что медицинская помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от социального и материального положения, в том числе и при распределении ограниченных медицинских ресурсов. Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи исключительно с материальным вознаграждением. В то же время должна быть обеспечена достойная оплата труда медицинских работников.
Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина все более становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, синагога предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов. Исходя из своего многовекового опыта, синагога предупреждает и об опасности внедрения под прикрытием «альтернативной медицины» оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей воздействию демонических сил. Каждый человек должен иметь право на реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.
Синагога напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия, создание реальных условий для занятий физкультурой и спортом.
Синагога крайне озабочена тем, что население России находится в состоянии демографического кризиса. Резко сократились рождаемость и продолжительность жизни, постоянно уменьшается численность населения. Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых, психических и других заболеваний, наркомании, алкоголизма. Возросла детская заболеваемость, включая слабоумие. Главными причинами, приведшими к депопуляции и критическому состоянию здоровья общества в XX веке, стали войны, революция, массовые репрессии и, конечно, Холокост.
Демографические проблемы находятся в сфере постоянного внимания синагоги. Она призвана следить за законодательными и административными процессами, дабы воспрепятствовать принятию решений, могущих усугубить ситуацию. Необходим постоянный диалог с государственной властью, а также со средствами массовой информации для прояснения позиции синагоги по вопросам демографической политики и охраны здоровья. Борьба с депопуляцией должна включать поддержку научно-медицинских и социальных программ по защите материнства и детства. Синагога призывает государство всеми силами поддержать рождение и воспитание детей.
Психическое здоровье служит одним из важных компонентов здоровья человека. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание раввинской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и раввина. Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Синагога свидетельствует, что такой человек тоже является носителем образа Б-жия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Нравственно недопустимы подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику категорически неприемлемы для иудаизма. В особых случаях лечение душевнобольных требует применения принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента.
В Танахе мы находим многократное осуждение порока пьянства, который, развиваясь незаметно, влечет за собой множество других гибельных грехов. Очень часто пьянство становится причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.
Еще более пагубна широко распространяющаяся наркомания — страсть, которая делает порабощенного ею человека крайне уязвимым для действия темных сил. С каждым годом этот страшный недуг охватывает все больше людей, унося множество жизней. Наиболее подвержена наркомании молодежь, что представляет особую угрозу для общества. Корыстные интересы наркобизнеса также оказывают влияние на формирование, особенно в молодежных кругах, особой «наркотической» псевдокультуры. Незрелым людям навязываются стереотипы поведения, предлагающие употребление наркотиков в качестве «нормального», даже непременного атрибута общения.
Основная причина увлечения алкоголем и наркотиками — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но и всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату настоящих идеалов. С состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, синагога предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, синагога уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, которые представляются наиболее эффективными при вовлечении страдающих в общинную жизнь.
Глава 22. Иудаизм и биоэтика
Развитие медицинских технологий, активно вторгающееся в жизнь людей, вызывает серьезную озабоченность общества. Такое развитие значительно опережает духовное осмысление этих процессов и их последствий. Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым проблемам биоэтики, в особенности к тем из них, которые касаются непосредственного воздействия на человека, иудаизм основывается на заповедях о жизни как о бесценном даре Б-жием, о неотъемлемой свободе и Б-гоподобном достоинстве человеческой личности.
Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе синагога рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери.
Синагога также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту слабых и наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети.
Клонирование изолированных тканей и клеток организма не посягает на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике. Клонирование человека подобно библейской истории: «И увидела женщина, что плоды этого дерева превосходны для пищи, и что вожделенно оно для глаз, и что прельстительно оно для ума; и взяла она плодов его и поела, и дала их также мужу своему, который с нею, и он тоже поел. И раскрылись глаза у обоих и осознали они свою наготу» (Тора, Берешит, 3). Критерий «истина-ложь» заменился у Адама и Евы на пару относительных понятий «добро», «зло». Поскольку определение того, что такое «добро» и что такое «зло», зависит от самих людей, то все критерии оказались путанными: истинное может считаться неприличным, то есть злом, а ложное — вполне достойным, то есть добром. Иначе говоря, истина теперь представляется злом, а ложь благом.
Преступив заповедь Всевышнего, они приобрели избыточное знание, которое повергло их в хаос противоречивых стремлений и вожделений и в действительности является помехой для настоящего знания.
Неизвестно, к каким последствиям могут привести самые близкие взаимоотношения человека и клона.
Нельзя признать нравственно приемлемыми попытки легализации так называемой эвтаназии, то есть намеренного умерщвления безнадежно больных. Ибо эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.
Необходимо помнить, что вину за случившееся нередко разделяют окружающие его люди, оказавшиеся неспособными к состраданию и милосердию.
Глава 23. Отношение иудаизма к стране проживания и Израилю
В соответствии с традицией, евреи живут как по Галахе (еврейский религиозный закон), так и по законам страны пребывания. Поэтому они поддерживают правительство, которое обеспечивает своим гражданам условия свободы вероисповедания и свободы совести.
Исторически религиозные евреи России всегда поддерживают существующую власть.
Российская Федерация переживает времена возрождения традиций, культур и религий, историческую интеграцию народов России в единый российский народ. Иудаизм благословляет и целиком поддерживает это великое время нашей страны. Во всех синагогах России произносится молитва за правительство России: Тот, кто благословил Авраама, Исаака и Яакова, прокладывающий в море дорогу и путь — в водах мощных, Он благословит и возвеличит, и вознесет в вышину правителей наших — президента, главу правительства и мэра города, а также всех жителей Российской Федерации.
Царь царей над царями! Пошли же свет твой всем главам государства и советникам его. Установи мир между всеми нациями и народами, населяющими Россию, и скажем: Амен!
Царь царей над царями! Пошли благословение и изобилие всей стране, чтобы развивалась она и процветала, и скажем: Амен!
Царь царей над царями! Оборони Российскую Федерацию от всех ее ненавистников изнутри и снаружи, и скажем: Амен!
Существует взаимосвязь между Холокостом, государством Израиль и столпами иудейской веры. Такая связь жизненно важна как в глазах евреев, так и в глазах международной общественности.
Для еврейской диаспоры еврейство, определяемое во взаимосвязи с землей и законами, поднимает вопросы самоопределения — вопросы теологически древние и политически современные.
В то время как весь остальной мир мог уделять внимание связи, существующей между Холокостом и государством Израиль, только в моменты исторического значения и памяти, для евреев оба предмета были всегда переплетены. Они связаны просто хронологически, поскольку государство было основано через три года после Холокоста. Если факт Холокоста говорил о том, что Г-сподь отвернулся от евреев, то основание Израиля говорило о его присутствии. Для многих это означало возрождение веры.
Ни одна попытка вникнуть в основы иудаистской религии не может игнорировать Израиль. Для каждого, кто целиком отдает себя этой вере, земля Израиля имеет значение. Так повелось с самых истоков, с синайского Откровения, которые постепенно стали тем, что мы знаем как иудаизм.
Для того чтобы попытаться получить хотя бы отдаленное представление о том, что значит Израиль для иудейской веры, нужно сфокусировать все внимание на религии.
Термин «Эрец Исраэль» (Земля Израиля») берет свое начало в религии. Как имя, данное патриарху Яакову, «Израиль» выражает веру в обещание Б-га Аврааму дать землю его народу. Идея о том, что это материальное место действия было призвано облегчить народу Завета жизнь по Б-жьим заповедям, отражена в термина «Эрец га-Кедоша» («Святая земля»). Иерусалим, после того как царь Давид сделал его своей столицей, стал играть особую роль как место сосредоточения всех жертвоприношений. Одним из холмов, на котором построен город, была гора Сион, и в дальнейшем это название стало означать сам город и всю страну. Когда многие были изгнаны в Вавилон, город и страна стали сосредоточением боли и тоски (Псалтырь, 137:1).
Возвращение назад всех пленных и возрождение земли были постоянно выражаемыми надеждами (как в книге Исайи, 51:3; 52:1-2; 57:7-10, где слово «Сион» употребляется везде).
В синагогах России читается молитва за благополучие государства Израиль:
Отец наш небесный! Опора Израиля и избавитель его! Благослови землю нашу Святую, государство Израиль, и обереги его в великом милосердии Твоем! Упрочь защитников нашей Святой земли, и возложи на них корону спасения, и венцом победы увенчай их!
Ниспошли свет Твой и истину Твою главам, советникам и устроителям ее.
Усиль руки восходящих в Святую землю, дабы поселиться в ней, и пошли им и всему дому Израиля благословения и успех во всех делах рук их, и да исполнится в дни наши слово Б-жье: «И пошлю я мир на землю и придет избавитель в Сион в радости». И скажем: Амен!