Сионистское движение в России

Сканировали, корректировали и обработали : Нина и Леон Дотан (01. 2002)

http://ldn-knigi.narod.ru
ldnleon@yandex.ru

{100} – Номера страниц

ИЦХАК МАОР

СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

(авторизованный сокращенный перевод с иврита)

 

ЦХАК МАОР

СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ

(авторизованный, сокращенный перевод c иврита)

 

Все даты, относящиеся к событиям в России, даны по старому стилю. Далее примечания автора (за исключением оговоренных особо примечаний редактора).

 

 

изд. 1977г. – Иерусалим

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА

Ицхак Маор — историк и публицист — родился 30 июня 1900 г. в Либаве (ныне Лиепая, Латвия), получил еврейское и общее образование. В конце Первой мировой войны, после провозглашения независимости Латвии, был призван в армию и ранен в боях против немецких войск.

Закончив службу в армии, Ицхак Маор сдал экзамен на аттестат зрелости и поступил в Рижский университет. После окончания юридического факультета он работал делопроизводителем и юрисконсультом в учреждении по социальному страхованию, а также публиковал статьи в местной печати.

Ицхак Маор с юных лет принимал активное участие в сионистском рабочем движении. Летом 1935 года он с семьей приехал в Израиль и стал членом кибуца Ашдот—Яаков в долине Иордана, где был сельскохозяйственным рабочим, занимался разными видами физического труда, а также преподавал историю, Библию и иврит.

Когда по решению кибуца, Маор был назначен учителем ряда гуманитарных предметов в средней школе, он поступил в Иерусалимский университет, где изучал историю, философию, Библию и литературу. Закончил университет со званием магистра гуманитарных наук.

Почти десять лет Ицхак Маор был учителем средней школы Иорданской долины. В январе 1958 года он успешно защитил в Иерусалимском университете диссертацию на соискание степени доктора философских наук.

И по сей день Ицхак Маор является членом кибуца Ашдот-Яаков (Ихуд), где он в соответствии со своими взглядами старается сочетать умственную деятельность с физическим трудом.

 

СОДЕРЖАНИЕ

От издательства

От общественного комитета по истории российского сионистского движения

Слово к читателю (Александр Эзер)

Предисловие      – 1

Часть I Сионизм в России до Герцля

Глава I Зачинатели национального возрождения

1. Стремление народа Израиля к освобождению             – 5

2. Перец Смоленский и «Хашахар»             – 6

3. Элиэзер Бен—Иехуда             – 8

4. Годы реакции в царствование Александра III         – 9

Глава II Основание движения Хибат—Цион

1. Моше-Лейб Лилиенблюм и Леон Пинскер             – 12

Глава III Первая алия

1. Алия билуйцев                      – 20

2. Катовицкий съезд             – 23

3. Съезд в Друскениках             – 26

Глава IV Одесский комитет

1. Запрет алии                         – 29

2.    Новые преследования российских евреев и изгнание их из

Москвы                             – 31

Часть II Политический сионизм с момента его зарождения и до смерти

Герцля

Глава V Появление Герцля на общественной арене

1. Дело Дрейфуса                     – 35

2. «Еврейское государство»                 – 39

3.    Отклики евреев России на появление Герцля на

политической арене                     – 42

4. Приготовления к Первому конгрессу                 – 47

5. Первый конгресс                     – 49

6. Сионисты России о Первом конгрессе             – 60

7. Герцль о евреях России                 – 66

Глава VI Сплочение сионистов России и их деятельность

1. Навстречу Второму конгрессу                     – 69

2. Первый съезд сионистов России в Варшаве             – 70

3. Второй конгресс                     – 72

4.    Нахман Сыркин и «Еврейское социалистическое

государство»                         – 76

Глава VII Период усиленной дипломатической деятельности

1.    Попытка ориентации на Германию и последующее

разочарование                         – 84

2. Третий конгресс                     – 89

3. Четвертый конгресс                     – 96

4. Демократическая фракция                     – 101

5. Пятый конгресс                         – 108

Глава VIII Продолжение внутренних споров

1. Основание Мизрахи                     – 117

2. Навстречу Второму съезду сионистов России – 120

3. Минский съезд                     – 122

4. Книга Герцля «Альтнойланд»                 – 130

Глава IX Кишиневский погром

1. Характер погрома                     – 132

2. Защищались ли кишиневские евреи?             – 135

3. Становление самообороны                 – 137

4. Месть Пинхаса Дашевского                 – 142

5. Реакция еврейской молодежи на поступок Дашевского – 145

Глава X Русское правительство и сионизм

1.    Циркуляр Плеве о сионизме и еврейском национальном

движении                             – 147

2. Приезд Герцля в Россию                     – 152

3. Беседы Герцля с Плеве                     – 154

4. Завершение визита Герцля в Петербург и его встреча с евреями

Вильно                             – 161

Глава XI Кризис в стане сионистов

1. План Уганды                         – 166

2. Шестой конгресс                     – 168

3. Полемика вокруг Уганды                 – 174

4. Уход Ционей Цион                     – 184

5. Смерть Герцля                     – 191

 

Часть III Сионизм в период после смерти Герцля и до Первой мировой

войны

Глава XII Еврейство России между Шестым и Седьмым конгрессом

1. Погром в Гомеле                     – 195

2. Евреи в годы русско—японской войны             – 199

3. Еврейская самооборона и участие в ней сионистов         – 202

4. Погром в Житомире и доблесть участников

самообороны                     – 206

Глава XIII Ционей Цион продолжают борьбу

1. Разброд в движении после смерти Герцля             – 208

2. «Наша программа»                     – 214

3. Полемика перед Седьмым конгрессом             – 217

4. Съезды в Вильно (Ционей Цион) и

Варшаве (территориалисты)                 – 220

5. Совещания перед Седьмым конгрессом             – 222

6. Седьмой конгресс                     – 224

Глава XIV В дни революции 1905 года и после нее

1. «Манифест» и погромы в дни революции             – 229

2.    Реакция российских сионистов на октябрьские

погромы                         – 232

3. Гельсингфорсский съезд                 – 238

Глава XV «Синтетический сионизм»

1. Четвертый съезд сионистов России                 – 244

2. Восьмой конгресс в Гааге                 – 248

3.    Резолюции Восьмого конгресса и выборы

правления                         – 255

4. Халуцим Второй алии                     – 260

Глава XVI Период президентства Давида Вольфсона

1. Поражение революции и усиление реакции в России – 266

2.    После Восьмого конгресса. Приезд Вольфсона

в Петербург                         – 268

3. Пятый съезд сионистов России                 – 275

4. Девятый конгресс                     – 279

5. Примирение на Ежегодной конференции             – 287

6. Десятый конгресс                     – 292

Глава XVII Политическая реакция накануне Первой мировой войны

1.    Участие российских сионистов в общественной жизни

в диаспоре                         – 297

2.    Сионистская студенческая организация

Хехавер                         – 299

3.    Дискуссия с «политической оппозицией» в преддверии

Одиннадцатого конгресса                     – 304

4.    Совещание российских делегатов во время

Одиннадцатого конгресса                 – 307

5. Одиннадцатый сионистский конгресс             – 309

6. Ухудшение положения российских евреев с началом

Первой мировой войны                     – 316

Часть IV Сионизм в годы войны и революции

Глава XVIII В первые военные годы

1. Высылка евреев из прифронтовых районов     – 321

2. Сионистское руководство в начале войны             – 326

3. Иосиф Трумпельдор и «Отряд погонщиков мулов»         – 330

4. Политическая деятельность сионистов в Лондоне         – 335

5. Спор вокруг плана Жаботинского                 – 340

Глава XIX Падение монархии

1. Февральская революция                 – 343

2. Подъем сионистского движения во время революции     – 343

3. Седьмой съезд сионистов России                 – 348

4. Прения на Седьмом съезде                 – 355

5. Вторая конференция Цеирей Цион                 – 360

6.    Радикал—социалистическая партия

Поалей Цион                         – 366

Глава XX От февраля до октября

1. Сионисты России в борьбе с антисионистами     – 368

2. Декларация Бальфура                     – 376

3. Еврейские войсковые части                 – 388

4.    Начало Хехалуца и деятельность

Иосифа Трумпельдора                 – 399

Глава XXI Под властью большевиков

1. Начало Третьей алии                     – 412

2. Начало послеоктябрьских гонений в России             – 423

3. Сионистское движение в подполье         – 432

 

Послесловие                                 – 439

 

Указатель имен

 

ПО ИСТОРИИ СИОНИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ

Почетный президент Залман Шазар

 

 

 

У представителей израильской общественности из числа доныне здравствующих деятелей — ветеранов сионистского движения в России, уже давно зрело сознание кровного долга — собрать и опубликовать все, что имеется по истории российского сионизма.

Еще пятнадцать лет назад, по инициативе покойного Иосефа Шпринцака, с этой целью был основан «Общественный комитет по истории сионистского движения в России». До сих пор комитет выпустил два сборника под общим названием «Кацир» («Жатва»); большинство опубликованных в них материалов принадлежало перу самих участников движения — свидетелей и поборников сионистского дела в России. В обоих сборниках рассматривались различные этапы российского сионистского движения с конца прошлого века и по двадцатые годы нынешнего. Подавляющая часть материалов была впервые собрана вместе, и, надо заметить, их еще не коснулась рука исследователя и писателя.

Вместе с тем ощущалась необходимость в издании обширного труда по истории сионистского движения в России от его зарождения в восьмидесятых годах прошлого столетия и до наших дней. Потребность эта стала еще более насущной теперь — с возобновлением алии из Советского Союза, после десятков лет, в течение которых еврейство России было лишено возможности принимать активное участие в строительстве государства Израиль и поддерживать связь с мировым еврейством.

Книга «Сионистское движение в России», которую мы теперь предлагаем вниманию читателя, написана д—ром Ицхаком Маором по заказу Комитета, с членами которого автор регулярно консультировался в течение работы над книгой.

Одновременно с выходом в свет этого труда мы хотим почтить память членов Комитета, ушедших от нас со времени его основания: Иосефа Ариэли, Залмана Арана, Исраэля Бар-Иехуды, Шломо Гепштейна, Меира Гроссмана, Моше де-Шалита, Моше Новомейского, Шошаны Персиц, Яакова Клебанова, Иешаяху Клинова, Иосефа Шпринцака. Все они приложили много труда и сил для осуществления выдвинутой Комитетом задачи.

 

Правление:

Авраам Эйлон (председатель), Ицхак Виленчук, Александр Эзер, Элиэзер Пери, Менахем Ривлин, Дав Ржевский, Арье Рафаэли.

Иерусалим, 1973 год

 

 

 

К нашему великому прискорбию, между выходом в свет книги на иврите и появлением ее перевода скончались четверо наших дорогих друзей: почетный председатель Комитета, третий президент государства Израиль — Залман Шазар; члены Комитета: Авраам Эйлон (Идельсон), Ицхак Виленчук, Александр Эзэр — да будет благословенна их память.

Особую помощь в издании перевода книги на русский язык оказал покойный И. Виленчук. Без его постоянной заботы и энергичной деятельности перевод этой книги вряд ли увидел бы свет.

Директорат Комитета

 

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

[к изданию на иврите]

Яркие и неповторимые страницы в эпопее сионистского движения принадлежат шестимиллионному еврейству России, в начале двадцатого века представлявшему собой самое крупное сосредоточение евреев за все времена диаспоры. Накануне Первой мировой войны евреи России составляли около половины мирового еврейства, причем, по данным еврейского социолога и исследователя Яакова Лещинского, 94% русских евреев были в те годы сконцентрированы в пресловутой черте оседлости.

Герцль придал сионизму пророческий полет, наполнил его политическим содержанием, создал организационные формы и инструменты, необходимые для претворения в жизнь идеи еврейского государства; но в еврействе России Герцль нашел сформировавшееся еще до него широкое движение за национальное самоосвобождение — автоэмансипацию, окрашенное мечтой о еврейском государстве. А ведь именно народным движениям принадлежит главная роль в освобождении и возрождении народов.

Во времена турецкого владычества в Палестине

(«Палестина — страна, бывшая ареной древнейшей истории еврейского народа. Название «Палестина» — греческая форма еврейского слова П Л
С Т . Так в Библии названа земля, где жили филистимляне (Исх. 15:14; Исайя 14:29—31; Пс. 60:10). С течением времени это название распространилось и на внутреннюю континентальную часть страны. Уже на монетах, вычеканенных Веспасианом после подавления восстания Иудеи, страна названа официально «Палестиной», но под этим названием имелась в виду земля «иудеев». К концу 19 в. П. — область, «естественными границами которой служат: на западе — Средиземное море, на востоке — Сирийская пустыня и пустыня Ет—Тих — на юге». «Нагорная страна» Галилея и Хермон составляют ее северную границу» (см. «Еврейская энциклопедия», изд. Брокгауза и Эфрона, т. XII, гл. «Палестина»).

На иврите страна в различные периоды истории носила различные названия. Со временем наиболее распространенным стало Эрец-Исраэль (страна Израиля). В данной книге употребляются оба названия: Палестина и Эрец-Исраэль (или просто — Страна) -Прим. Ред.),

еще задолго до Герцля, источником почти всех переселенческих движений в Святую Землю была Россия (включая Польшу, Литву, Латвию, Бессарабию), а также Румыния и, в известной степени, Галиция, входившая тогда в Габсбургскую империю. Влияние национальных устремлений еврейства России заметно ощущалось и среди еврейского населения остальных стран Восточной Европы.

Халуцианская алия в Эрец-Исраэль также вышла из России, а ее зачинателями были те, кто основал в Стране первые сельские поселения, принес стремление к социальной справедливости и заложил основы еврейского рабочего движения. Халуцим (Халуц (ивр.; мн. ч. — халуцим) — первый; пионер — репатриант в Эрец-Исраэль.) возвели труд на уровень национального нравственного идеала, и лозунг «завоевать труд для еврейского рабочего и самовоспитаться для труда» стал стержнем всей их жизни и деятельности. Вместе с пионерами—рабочими из России в Страну прибыли и первые строители еврейских городов и еврейской индустрии, и пионеры борьбы за возрождение языка иврит и еврейской культуры.

Не принижая вклада в сионизм еврейства Запада, мы вправе сказать, что в продолжение десятков лет российский сионизм, благодаря своим особенностям и динамизму, был авангардом всего мирового сионистского движения. Он обогатил и идеологическую палитру сионизма.

Кроме движения Хибат Цион, билуйцев и духовного сионизма Ахад—Гаама он дал синтетический сионизм Гельсингфорсской программы, соединивший практическую работу по заселению Эрец-Исраэль с борьбой за гражданские и национальные права евреев в странах рассеяния; демократический сионизм Хаима Вейцмана; социалистический сионизм Бера Борохова и Нахмана Сыркина; трудовой и этический сионизм Д. Гордона; реалистический сионизм Менахема Усышкина; динамический сионизм З. Жаботинского и религиозный сионизм раввинов Могилевера и Рейнеса. Благодаря всем этим школам, российский сионизм приобрел массовый размах и породил народное движение, несущее идею подлинной национальной еврейской революции.

За исключением короткого промежутка между февральским и октябрьским переворотами, сионистские организации в России всегда были на нелегальном положении. Аресты и ссылки сионистам были знакомы уже при царском самодержавии. Но никогда в России сионизм так не подавлялся и не преследовался, как при советском строе. Большевистский переворот в октябре 1917 года отрезал еврейство России от всего мира, и в условиях советской действительности русские евреи оказались совершенно оторванными от Эрец-Исраэль. Не оставалось никакой возможности продолжать сионистскую работу даже в той нелегальной форме, в какой она велась в царской России. Тысячи сионистов были брошены в тюрьмы, сосланы, отправлены на каторжный труд в лагеря, где многие нашли свою могилу. А то, что сохранилось от широкого и разветвленного сионистского движения, вынуждено было глубоко затаиться.

Когда группа ветеранов российского сионизма приступила в Израиле к сбору и подготовке материалов для выпуска сборников по истории сионистского движения в России, многие полагали, что уже «прервалась цепь», и сборники (под названием «Жатва») пригодятся разве историку, изучающему наследие исчезнувшего поколения, — наследия, которое за отсутствием наследников некому вручить.

Казалось, годами советской власти уничтожено все, что накопило русское еврейство трудом поколений: культурные достижения, самый фундамент еврейской жизни и морали — все разрушено и смыто ураганом. Ведь еврейство России, которому некогда принадлежала центральная, руководящая и направляющая роль во всемирном сионистском движении, действительно пребывало в безвыходном положении и не могло принять участия в возрождении народа и Страны.

Да, многие разделяли это мнение. И вдруг оказалось, что российский сионизм, казалось, удушенный в двадцатые годы и преданный земле в тридцатые, возродился в Советском Союзе в наши дни. Советской власти в течение полувека удавалось изолировать поколения еврейской молодежи. И все-таки очень многие еврейские юноши и девушки, выросшие в условиях СССР, не зная еврейских традиций, не утратили духовной связи с еврейством и ныне, после основания государства Израиль, считают себя его гражданами, проживающими на чужбине. То, что значительная часть еврейства России не отвернулась от культурно-исторических ценностей своего народа и ведет мужественную борьбу за право уехать в Израиль, — является одним из самых ярких проявлений силы национального самосознания. Оказалось, что, вопреки всем притеснениям со стороны, в СССР не прекратили своего действия два неизбывных социальных закона: закон, гласящий, что силу человеческого

духа невозможно подавить до конца, и закон преемственности.

Репатрианты, прибывающие ныне из Советского Союза, с огорчением отмечают, что история российского сионизма до сих пор не нашла достойного отражения в сионистской литературе. Сборники «Жатва»-1 и «Жатва»-2 охватывают лишь отдельные периоды истории сионизма в России и только в малой степени восполняют пробел. Всеобъемлющая история российского сионизма пока еще не написана; лежащая перед нами книга призвана в определенной степени исправить это упущение. Особое значение этот труд приобрел теперь, когда русские евреи жаждут заново приобщиться к жизни мирового еврейства и строительству государства Израиль.

Надо надеяться, что этот труд увидит свет на русском языке и это поможет смыканию звеньев, которые должны связать новое поколение евреев России с их предшественниками — тем поколением, откуда вышли мы, сионисты России конца девятнадцатого и первой четверти двадцатого века.

Александр Эзер

 

{1}

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эта книга в русском переводе выходит в свет на тридцатом году существования Государства Израиль (1977), численность еврейского населения которого превышает три миллиона, что составляет около 20% общего числа евреев во всем мире. Значит ли это, что сионизм тем самым уже исчерпал себя, и роль сионистского движения закончена? Отнюдь нет. Такой вывод ошибочен, ибо, при всей своей огромной важности для судьбы еврейского народа во всех концах диаспоры, создание Государства Израиль еще не принесло еврейскому народу полного избавления, а знаменует лишь начало этого трудного и мучительного процесса.

Незадолго до Сионистского конгресса в Базеле (1897 г.) Герцль писал, что «сионизм — это еврейский народ в пути».

Со временем в сионистском движении эта формула была перефразирована: «сионизм — это еврейское государство в пути». Ныне мы, кажется, вправе сказать, на данной стадии Государство Израиль — это сионизм в пути. Ибо сионизм, суть которого заключается в возвращении в Сион, находится пока что в процессе осуществления, при условиях — объективно и субъективно — далеко не самых простых и легких.

Среди евреев России и других коммунистических стран многие, несомненно, хотели бы выехать в Израиль, но они не могут этого сделать, потому что им отказывают в праве на {2} эмиграцию. В то же время большинство евреев, проживающих в западных странах, где не существует никаких эмиграционных ограничений, пока не готовы переселиться в Израиль. В этом состоит трагический парадокс нашего положения и жизни нашего народа.

К несчастью еврейства России и всего еврейского народа как раз после падения царского режима и ликвидации самодержавия у евреев послереволюционной России была отнята возможность участвовать в созидательной работе в Эрец-Исраэль и сионистском движении, как они это делали в прошлом всегда, с момента зарождения сионизма.

Сионизм оказал на русских евреев сильнейшее влияние. Он развил их национальное сознание и пробудил в них чувство человеческого достоинства, проповедовал принцип самопомощи и подготовил почву для восприятия идеи самообороны — борьбы с необузданной грубой силой, поддерживаемой властями.

Запись опубликована в рубрике Еврейский вопрос. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.